03.02.2009 02:30
Общество

У побережья Гайаны обнаружен затонувший корабль с золотом, платиной и алмазами на борту

Может ли Россия рассчитывать на подводный клад в борьбе с экономическим кризисом
Текст:  Михаил Чкаников Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4840)
Читать на сайте RG.RU

Возможно, Россия, Великобритания и США вскоре будут делить между собой золото, платину и алмазы на сумму в 2,6 миллиарда фунтов стерлингов (примерно 130 миллиардов рублей). Затонувший корабль с таким грузом на борту обнаружила американская компания Sub Sea Research в 40 милях от побережья Гайаны (государство в Латинской Америке).

Западные историки полагают, что ценности предназначались для оплаты по ленд-лизу, - СССР и Великобритания отправили их в США в 1942 году. Однако транспорт с ними был потоплен германской подводной лодкой U-87 в июне того далекого года. При этом компания Sub Sea Research не сообщает ни точных координат своей находки, ни названия транспорта. Они называют его условно "Голубой Барон".

Собственно, компания вынуждена была сообщить об этой находке только потому, что заявила на нее права в суде. Президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин сообщил корреспонденту "РГ", что по законодательству США подводная находка принадлежит той стороне, которая ее нашла. Однако по международному законодательству, если подтвердится, что часть драгоценного груза принадлежала СССР, то на нее может претендовать правопреемник Союза - Российская Федерация. Сейчас подводный клад пришелся бы нам как нельзя кстати.

Анатолий Колодкин утверждает, что в восьмидесятые годы был подобный случай, и тогда пароход подняли, ценности поделили Советский Союз и Британия. Однако теперь при любом раскладе некий процент обязательно достанется Sub Sea Research. А вот Гайане не на что рассчитывать - судно лежит на дне за пределами ее территориальных вод, они ограничиваются 12 милями от береговой линии.

Главный редактор интернет-издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко рассказал корреспонденту "РГ", что операция по подъему судна не представляет особой сложности, - находка лежит на глубине 250 метров. Вместе с подготовкой она может занять несколько месяцев. Ее цена колеблется от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов.

Гораздо дольше и дороже, по мнению экспертов, юридические процедуры, связанные с доказательством права России на груз или его часть. Анатолий Колодкин считает, что сначала следует инициировать поиски в морских архивах документов, которые бы подтвердили: затонувшее судно вышло из российского порта. Для этого нужно распоряжение на правительственном уровне.

Если груз наш, то представлять интересы нашей страны в судебных инстанциях и в арбитраже в Лондоне, и в арбитраже в Стокгольме будет МИД.

Анатолий Колодкин уточнил, что, поскольку в данном случае речь идет о слитках драгоценных металлов и художественной ценности они не представляют, конвенция ЮНЕСКО по охране культурного наследия не имеет к находке никакого отношения. Международная морская организация ИМО, которая занимается безопасностью плавания, тоже не может повлиять на судьбу клада - затонувший транспорт не препятствует движению судов.

Ни Анатолию Колодкину, ни Михаилу Войтенко пока ничего неизвестно о том, предпринимаются какие-либо попытки на официальном уровне установить, на дне морском российское богатство или чужое.

История