Вчера Россия и Белоруссия все-таки провели заседание Высшего Госсовета Союзного государства, который по разным причинам уже откладывался дважды.
Подвести итоги жизни российско-белорусского союза в 2008 году руководство двух стран планировало - что было бы вполне логично - еще в конце этого самого года. Но ни в начале ноября, ни в начале декабря Госсовет так и не состоялся. И каждый раз его переносили едва ли не в последний момент. Президенты России и Белоруссии ограничились одной двусторонней встречей буквально в конце года. К февралю некоторые трения в российско-белорусских отношениях все-таки удалось снять, что позволило руководству стран собраться в Москве на Высшем Госсовете. Так, накануне заседания, прошедшего в Кремле, в "Белтрансгазе" официально объявили о подписании с "Газпромом" соглашения, определяющего цену на газ для Минска в 2009 году. По данным источника "РГ" в "Газпроме", ее значение в течение года будет снижаться в силу динамики на нефтяном рынке. В итоге среднегодовое значение будет в районе 140 долларов за тысячу кубометров, чего, собственно, и добивалось белорусское руководство.
Положительно для Минска решился вопрос и с кредитом в 2 миллиарда долларов, половину которого Белоруссия уже получила в ноябре, а теперь с нетерпением ждет и второй его части. Вроде бы на последней встрече премьеров двух стран Владимир Путин пообещал, что вопрос с оставшейся половиной будет решен.
Чего не скажешь об очередном запросе Минска - в конце декабря Александр Лукашенко попросил помочь его стране еще 100 миллиардами рублей, которые он планировал использовать в качестве резерва в условиях мирового финансового кризиса. Перспективы получить эти средства отчасти стали призрачными после того, как в январе Международный валютный фонд одобрил просьбу Минска о выделении кредитной линии в 2,5 миллиарда долларов. Причем на этом финансовый аппетит Белоруссии не утих, и если в России деньги получить так сложно, то Минск рассчитывает пройтись еще в несколько международных финансовых институтов, а в крайнем случае договариваться со странами ЕС напрямую.
В итоге очередной Высший Госсовет двух стран пришелся на некую волну потепления отношений между Белоруссией и ее некогда вечным оппонентом в лице Запада. Хотя Александр Лукашенко, словно предвидя вопросы, связанные с этим, попытался смягчить возможный тон беседы. "Я хотел бы вам рассказать о некоторых внешнеполитических шагах нашего государства, - заявил он Дмитрию Медведеву. - Я хотел бы, чтобы вы понимали, что происходит вокруг Белоруссии. Нам скрывать нечего, мы абсолютно прозрачны и искренни в своей политике в отношении Российской Федерации". А происходит в Белоруссии ровно то же самое, что и в остальном мире. Финансовый кризис нанес серьезный удар по экономике страны. Дмитрий Медведев, приветствуя своего коллегу, даже пожелал, чтобы "новый год принес Белоруссии успехи, а не только трудности". Белорусскому президенту нечего было на это возразить. Он был вынужден признать, что год - пусть и не по вине руководства страны - начался не совсем счастливо. "За более чем год, который прошел с момента проведения прошлого заседания Высшего Госсовета ситуация в мире сильно изменилась, как в экономическом, так и в политическом плане, - заявил Лукашенко. - За это время в полной мере проявили себя изъяны монополизма в современной архитектуре мирового устройства, не без помощи "продуманных" действий отдельных государств, набирает обороты глобальный финансовый кризис".
В рамках Союзного государства для борьбы с кризисом как раз был выработан совместный план по его преодолению. "Я считаю этот документ и важным, и своевременным, и думаю, что мы можем и должны обеспечить его надлежащее исполнение, - подчеркнул Дмитрий Медведев на заседании. - Ситуация непростая. Мы обязаны принимать во внимание эти процессы и в межгосударственных отношениях, и в наших союзных отношениях". Мировой кризис, по мнению российского лидера, также требует от наших стран скоординированных действий еще и потому, чтобы минимизировать потери как экономик двух стран, так и их граждан. "Конечно, подготовленная к утверждению программа на новый период задаст и основные направления совместной деятельности на международной арене", - заметил Медведев. Несмотря на кризисные явления, Москва и Минск также не отказались от увеличения бюджета Союзного государства. "Рассчитываю, что увеличение бюджетных ассигнований позволит более эффективно и более уверенно организовывать именно союзные программы", - подчеркнул российский лидер. В качестве поддержки экономик рассматриваются и некоторые проекты, осуществляемые сегодня в рамках ряда организаций на постсоветском пространстве. Так, Дмитрий Медведев заметил, что Россия и Белоруссия готовы активизировать создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. К очередному заседанию Высшего Госсовета стороны успели согласовать и несколько проектов военного сотрудничества. "Знаковым событием является укрепление военно-политической составляющей нашего сотрудничества, а именно подписание соглашения о создании Единой региональной системы ПВО, - заявил российский лидер. - Мы к этому достаточно долго шли. Его реализация заметно повысит обороноспособность России и Белоруссии".
В российском министерстве обороны пояснили, что в состав Единой региональной ПВО планируется включить пять авиачастей, 10 зенитных ракетных частей, пять радиотехнических частей и одну воинскую часть радиоэлектронной борьбы. И что главное - у этой системы будет один командующий, которого станут назначать главы государств. "Создание Единой региональной системы противовоздушной обороны Союзного государства обязательно должно рассматриваться в одном пакете с комплексом мер по углублению военно-технического сотрудничества", - размыто заявил белорусский лидер. Но при этом высказал решимость двигаться вперед как по этому направлению сотрудничества, так и по всем его экономическим составляющим, включая придание российскому рублю статуса региональной валюты. Хотя как раз с последним вопросом у Москвы и Минска до сих пор возникали трудности. Но Лукашенко, выйдя к делегациям после двусторонней встречи с Дмитрием Медведевым, уверял, что трений вовсе нет. "Мы очень быстро закончили разговор, в ходе которого вообще не нашли никаких разногласий, - утверждал он. - Более того, мы имеем общую точку зрения".
Итогом Госсовета стало подписание соглашения о создании общей системы ПВО двух государств. Ее возглавит командующий объединением ВВС и ПВО России или Белоруссии, назначенный Медведевым и Лукашенко.
Подписанное соглашение о Единой региональной системе ПВО, по мнению экспертов, повысит уровень безопасности России и Белоруссии.
До сих пор небо над нашими странами де-факто охраняли совместно. Теперь боевое дежурство обретет и юридический статус. Вместе с ним статус единых сил противовоздушной обороны получат 5 авиационных, 10 зенитно-ракетных, 5 радиотехнических частей и одно подразделение радиоэлектронной борьбы. Как вчера заметил главком ВВС РФ Александр Зелин, усиление ПВО будет обоюдным. Но самое главное - на огромном пространстве от Балтии до Украины повысится радиолокационный контроль за наиболее опасными с точки зрения государственной безопасности сверхмалыми и малыми высотами.
Как распределятся роли в Единой системе, военные помалкивают. Однако можно предположить, что большую часть сил и средств ПВО предоставит Россия. У нас армия значительно больше, да и техника поновей. Но и Белоруссия, которой уготована функция первого эшелона охраны союзного неба, - крепкий орешек. Не стоит забывать, что с нашей помощью несколько бригад белорусских ПВО перевооружили системами С-300ПС. Эта система имеет шесть каналов сопровождения целей, то есть способна одновременно следить за шестью нарушителями воздушного пространства. Стандартный боеприпас достает самолеты и крылатые ракеты на высоте от 20 метров до 20 километров и на удалении до 40 километров. Если на комплекс установить модернизированную ракету, дальность стрельбы повысится. Между тем в Минске уже ходят разговоры о приобретении в России более совершенных "четырехсоток".
Почему для военных был столь важен именно межгосударственный статус этого соглашения? Дело в том, что новый документ санкционирует пересечение военными летчиками российско-белорусской границы без специальных согласований и политических решений. Вторгся нарушитель в воздушное пространство Союзного государства, случилось в небе иное форс-мажорное событие, и для экстренного перелета будет достаточным приказа командующего Региональной группировкой войск.
- Каких-то специальных частей для охраны воздушного пространства Союзного государства никто формировать не собирается, - объяснили корреспонденту "РГ" в Главном штабе ВВС РФ. - Речь идет о совместном боевом дежурстве, согласовании наших действий в различной обстановке, обмене информацией, совместных учениях и тренировках органов управления, экипажей и расчетов. Это нормальная практика, которая использовалась в прежние годы, в том числе по линии СНГ. Другое дело, что российско-белорусское соглашение расширит возможности такого взаимодействия и упростит процедуру принятия командирами решений.
Появление Единой системы ПВО вовсе не означает, что, к примеру, Москву и Минск опояшут дополнительные аэродромы с белорусскими перехватчиками, а вдоль западных границ Союзного государства рассадят российских зенитчиков со "Стрелами" и "Иглами" на плечах. Перебрасывать подразделения из одной страны в другую или формировать из национальных воинских частей смешанные боевые единицы исключительно для защиты Союзного государства никто не собирается. Штабы, расчеты и экипажи, которые от белорусских и российских вооруженных сил войдут в Единую систему ПВО, будут дислоцироваться на прежних местах, специалисты останутся в своих армиях и бригадах. Расширится лишь круг их задач, в том числе на совместных учениях, да несколько изменится география их интересов. Так, между прочим, произошло с сухопутными частями двух стран в 1999 году, когда Россия и Белоруссия образовали Региональную группировку войск.
Предполагается, что территориально штаб Единой системы ПВО Союзного государства разместят в России, на центральном командном пункте ВВС. А вспомогательный - в Белоруссии.
Все об армии - в спецпроекте "Силовой блок"