Правительство Киргизии направило в парламент документ, который денонсирует ранее заключенное соглашение о размещении авиабазы США на территории Киргизии.
В качестве причины такого решения официальный Бишкек называет многочисленные инциденты, связанные с присутствием американских военнослужащих в республике, и негативное отношение к ним части населения.
Впрочем, такого рода аргументы неоднократно приводились и прежде, когда власти Киргизии рассматривали вопрос об американской базе. Еще в 2007 году президент Курманбек Бакиев предложил парламенту создать комиссию по пересмотру условий соглашения с Вашингтоном относительно военного объекта США. Речь шла о разного рода летных инцидентах и происшествиях на земле.
Таких случаев с осени 2001 года, когда авиабаза антитеррористической коалиции обосновалась в главных "воздушных воротах" Киргизии, было немало. Наиболее известные - регулярный сброс излишков керосина в небе над республикой, отказ американского правосудия выдать виновного в убийстве гражданина Киргизии. Словом, претензий у Бишкека накопилось много.
Для поставки в Афганистан военных грузов американцы использовали "пакистанское окно". До сих пор значительная часть снабжения миротворческого контингента осуществлялась через Пакистан. Но обострение ситуации в этой стране сделало такой канал поставок ненадежным. Поэтому теперь для контингента могут появиться дополнительные трудности. Тем более что операцию в Афганистане американское руководство назвало главным приоритетом для своих военных. Если парламент Киргизии одобрит правительственное решение, то Пентагону будет дано 180 дней на то, чтобы покинуть территорию республики.
Реакция дипмиссии США в Бишкеке свидетельствует о намерениях продолжать переговоры с руководством Киргизии по поводу будущего авиабазы "Манас". Представители дипмиссии также сообщили о "продолжении широкого круга программ с правительством и народом Киргизстана". Такая формулировка оставляет Вашингтону шанс договориться с Бишкеком. Киргизия заявила, что, принимая свое решение, она действует, исходя исключительно из своих суверенных интересов.
Решение Бишкека, если оно будет реализовано, не отразится на сотрудничестве Москвы и Вашингтона по афганской тематике. Как заявил в среду представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, "не должно возникнуть серьезных проблем с поставками невоенных грузов в Афганистан по территории России, поскольку по этому поводу существует соглашение".
Напомним, что решение о транзитной переброске в Афганистан через российскую территорию грузов для коалиционных сил было принято после начала контртеррористической операции в этой неспокойной стране. Москва не меняла свое решение ни разу, даже когда отношения с НАТО осложнились после грузинской агрессии в Южной Осетии. Россия пропускала и пропускает через свою территорию и воздушное пространство весь транспорт, который везет в Афганистан грузы.
Несколько дней назад министр обороны США Роберт Гейтс назвал Москву и Вашингтон союзниками, имеющими в Афганистане такие общие цели, как прекращение наркотрафика и уничтожение баз террористов.
"Решение о ликвидации авиабазы в Манасе - это суверенное решение киргизского руководства, киргизского народа", - заявил вчера на брифинге в Госдуме председатель Комитета ГД по международным делам Константин Косачев.
Это решение, по словам Косачева, "находится абсолютно в рамках правового поля". "Возможность такой денонсации была заложена в самом соглашении, - подчеркнул Косачев. - И, самое главное, оно отвечает тем настроениям, тому состоянию умов, которое складывалось в Киргизии по этому вопросу на протяжении без малого восьми лет".
Константин Косачев считает, что там не было в помине никаких договоренностей по урегулированию правовых вопросов, скажем, в случае, когда погиб в результате инцидента гражданин Киргизии. Там была масса нерешенных вопросов. Он выразил уверенность, что руководство Киргизии в этой ситуации будет действовать, сообразуясь с интересами собственного народа. И все-таки, по мнению Константина Косачева, денонсация соглашения в конечном счете не должна никак повлиять ни на отношения США с Киргизией, ни тем более на отношения США с Россией. Он не связывает решение о денонсации с проходящими в Москве российско-киргизскими переговорами. "Мы за этим решением не стоим. Киргизские власти в вопросе американского присутствия на собственной территории определяются по существу, в соответствии с собственными национальными интересами, а никак не исходя из какой-то внешней конъюнктуры, - сказал Косачев. - Вопрос о денонсации соглашения ставился еще парламентом предыдущего созыва. И были неоднократные обращения наших киргизских коллег к коллегам в конгрессе США.