Компания - заготовитель мехов готова создать в Красноярском крае несколько зверосовхозов.
Бизнесмены осторожно говорят о своих планах: время сложное, привлекать инвестиции трудно. Однако тенденция на рынке пушнины говорит о перспективности проекта.
- Все ждут спада цен, - считает представитель компании. - При этом их невозможно опустить ниже определенного минимума. У охотников есть планка рентабельности, ниже которой они не спешат расставаться с мехами. Кроме того, ужесточившаяся система оборота пушнины говорит о необходимости менять приоритет со скупки шкурок у промысловиков на выращивание зверей.
Продажа "ценной рухляди" - традиционная статья отечественного экспорта. Живых зверей страна никогда не экспортировала. Во время Второй мировой войны за них предлагали большое количество зерна, но даже в трудной ситуации власти отказались от такого обмена - монополия на экспорт шкурок соболя приносит огромные прибыли. В среднем экспорт пушнины приносит России 300 миллионов долларов в год.
Хотя сейчас по многим видам мехов у России появились конкуренты, лидерство в продаже соболей остается за нашей страной. В последние годы объемы реализации шкурок этого животного росли. В 2002 на Санкт-Петербургском и Копенгагенском аукционах было реализовано 252,4 тысячи соболиных шкур, в 2004 - 322,4, 2007 - 323,3 тысячи. Как следствие, неуклонно и росли цены. В 2005 году они повысились в два раза, а еще через пару лет средняя цена установилась на уровне 3,5 тысячи рублей за шкурку. В итоге небольшой поселок Ярцево, что почти в 400 километрах севернее Красноярска, в течение ряда лет удерживал пальму первенства - здесь охотники сдавали мех таежного зверька по лучшей цене.
Стоимость меха зависит от спроса на рынке, от моды. Основные составляющие цены на шкурку пушного зверя - ее сорт, размер и цвет. Чем темнее окрас меха соболя, тем дороже его стоимость. Сорт шкурки зависит от качества, плотности и блеска, а также от времени забоя. Считается, что самый лучший мех у якутской и баргузинской породы.
В 2009 году ситуация может измениться коренным образом. С таким прогнозом выступил руководитель службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края Анатолий Шкляев.
- Это связано в первую очередь с кризисной экономической ситуацией в России и в мире, - заметил он. - Из-за падения спроса на предметы роскоши цена может снизиться на 20-25 процентов.
- До недавнего времени мировой рынок пушнины рос на 50-60 процентов в год. С мехами работают сотни известных дизайнерских домов. Видимо эта тенденция заставляет бизнесменов от пушнины искать альтернативу, - говорит красноярский экономист Денис Зыков. - В Китае давно поняли, что растить пушных зверей гораздо дешевле, чем на них охотиться. Но при этом нужно помнить китайские особенности - прежде всего дешевую рабочую силу, которая серьезно сказывается на себестоимости продукции. В противном случае может повториться ситуация с северным домашним оленем. Мясо дикого животного стоит гораздо дешевле, чем выращенного в хозяйстве.
- Я сомневаюсь в том, что падение цен, которое прогнозировалось и не является чем-то необычным, может помочь в восстановлении звероводства в России, - говорит директор крупнейшего пушного предприятия Красноярского края Иван Жуков. - Падение цен на дикую пушнину, прежде всего, связано с удешевлением клеточной пушнины - меха норки, так как она является определяющим рынок видом. Зверохозяйства у нас разорились из-за неумелого управления, высоких процентных ставок на кредиты, а также из-за разорения смежных отраслей - животноводства, выделки меха, пошива изделий. Попыток возродить звероводство, насколько мне известно, не предпринималось начиная с развала этой отрасли в девяностые годы. При этом поддерживаю планы возрождения клеточного звероводства в крае. Во-первых, это занятость многих людей в сельской местности и из смежных отраслей, во-вторых, это валютный товар, успешно продаваемый за рубежом, в-третьих, это такая же гордость нашей страны как черная икра и алмазы.
Ежегодно из края при квотах 40-70 тысяч в год вывозится порядка 140 тысяч шкур соболя. По мнению экспертов, чтобы заменить эти объемы выращенными в неволе зверями требуются многомиллионные инвестиции. С точки зрения транспортной логистики, центрами разведения пушных зверей в регионе могут стать окрестности Красноярска (под поселком Емельяново еще осталась производственная база), Лесосибирска и один из населенных пунктов развивающегося Нижнего Приангарья.
В России искусственное разведение соболя началось в середине 1930-х годов. При этом хозяйств, которые занимались бы только соболями, никогда не существовало - их разводили вместе с лисицами, песцами, норками. В Красноярском крае существовало всего два крупных зверосовхоза, где занимались искусственным разведением соболя.
- Это очень подвижный и пугливый зверь, поэтому ему необходимы специальные условия, - говорит доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Лилия Шельпук. - К тому же, кормить соболя дорого - это около 70 процентов затрат, от которых напрямую зависит качество меха. Им необходимо богатое сбалансированное питание - свежее сырое мясо, овощи, ягоды и полный набор витаминов. Поэтому при нынешнем положении сельского хозяйства разведение пушного зверя невыгодно. Тем более с развитием технологий отрасли все сложнее конкурировать с искусственным мехом.
При этом ученые напоминают, что соболь - очень малопродуктивный зверь. На свободе самка редко приносит больше одного детеныша. При искусственном разведении лучшим показателем является рождение двух щенков. Для примера: самка песца приносит до двенадцати щенков, лисица - шесть-семь.
Для нормальной работы зверосовхозов требуется создание ряда подсобных хозяйств. Прежде всего, по производству кормов и сбору дикоросов для питания животных. Именно из-за трудностей с кормами в девяностые годы прошлого века многие отечественные зверосовхозы прекратили существование. На первое место вышла охота и браконьерская добыча животных.
- Сейчас дикий соболь сохранился только на территории Сибири, - говорит Лилия Шельпук. - Если не принять меры, его популяция просто исчезнет. При этом даже возобновление искусственного выращивания не решит проблему вымирания в природе. Только жесткий контроль в сфере природопользования способен остановить исчезновение многих видов животных.
Кстати
В 2009 году на территории Красноярского края можно будет добыть 90 тысяч соболей. Уже выдано 78 тысяч лицензий. Налоговые сборы по ним составили восемь миллионов рублей.