В городе с монопрофильной экономикой любой сбой в работе градообразующего предприятия отражается на жизни всего муниципального образования. Глобальные потрясения для малых уральских городов стали солью на застарелые раны.
Быть бы живу
Многим ранее благополучным муниципалитетам накопленного в период экономического роста "подкожного жирка" хватило только на то, чтобы со стабильными показателями завершить 2008 год.
- Кризис особенно больно ударил по экономике города в ноябре-декабре. К концу прошлого года объемы производства на горно-обогатительном комбинате упали сразу на 54 процента, - отмечает заместитель главы Качканара по экономике Ольга Аверина.
По ее словам, обнадеживает то, что ГОК все же планирует в течение текущего года выйти на проектную мощность, о чем руководство предприятия доложило на последнем заседании городской антикризисной комиссии. Если у предприятия появятся заказы, это повлияет на экономическую стабильность в городе в целом. По крайней мере, власти надеются, что рабочие, уволенные по сокращению, получат возможность вернуться на комбинат. Чего пока не скажешь о тех, кто покинул местный завод ЖБИ, оказавшийся заложником спада в строительной отрасли. Как отмечает Ольга Аверина, сказать, когда предприятие заработает в прежнем режиме, сегодня вряд ли кто-то возьмется, и потому единственный выход - на время экономической нестабильности задействовать людей на общественных работах (их финансирование осуществляется из областного бюджета).
Не везде местные власти и бизнес борются с кризисом "в одной связке". Глава Первоуральска Максим Федоров критикует собственников градообразующего предприятия за то, что те не выполняют социальные обязательства перед муниципалитетом, ведут себя так, "будто города не существует - только площадка для зарабатывания денег".
В экономически слабых территориях настрой совсем пессимистичный.
- Наш район и без того был на 80 процентов дотационным, а кризис и вовсе добивает его экономику, - рассказывает заместитель главы Красноуфимского района Николай Кузнецов. - Стоит стекольный завод, люди отправлены во временные отпуска, зарплату не получают около 300 человек. Пока работает кузнечно-прессовый завод, но жизнь его едва теплится. Строительство газопровода остановилось…
Пригодятся на родине
Южноуральский губернатор Петр Сумин запланировал целый цикл поездок по промышленным городам региона для ознакомления с ситуацией и оперативной выработки мер поддержки территорий. Антикризисный вояж начался с Кыштыма и Копейска, продолжился в Миассе и Златоусте.
Кыштымский медеэлектролитный завод градообразующий. В небольшом городе с населением 43 тысячи человек цветные металлы составляют 80 процентов общего объема произведенной продукции. Мэр Вячеслав Щекочихин отмечает, что уровень безработицы пока невысок - 1,3 процента. Для 262 официально зарегистрированных безработных уже создано 260 рабочих мест, и центр занятости готов приступить к переобучению. На ближайшие месяцы завод подал заявки еще на 170 высвобождаемых работников. Однако они останутся на предприятии: подписан договор о том, что база стройиндустрии КМЭЗа откроет новое производство материалов, куда и перейдут после обучения сокращенные сотрудники.
Проблема занятости остается для Челябинской области болезненной. Численность безработных за декабрь выросла на 11 тысяч и на середину января составила 33,5 тысячи человек. Однако глава области осторожно отнесся к инициативе Роструда, предлагающего высвобождающимся гражданам искать работу в других регионах России.
- Не надо увлекаться переселением, - заявил Петр Сумин на встрече с руководителями администрации Миасса и ведущими предпринимателями. - Кризис закончится, и люди нам понадобятся здесь. Тем более что многие из них - отличные специалисты.
И все же только на миасском автомобильном заводе, по подсчетам экономистов, более двух тысяч человек - "лишние". В прошлом году предприятие выпустило продукции на 3,7 процента меньше, чем в 2007-м. Однако от резких мер решили воздержаться. Людей увольнять не стали, переведя весь завод на трехдневную рабочую неделю. На предприятии планируют создать структуры по уборке территории, оказанию услуг в сфере коммунального хозяйства и другие. По словам генерального директора Виктора Кормана, предприятие, несмотря ни на что, смотрит в будущее с оптимизмом, продолжает работу над новыми проектами. К примеру, на 2009 год намечено начало серийного выпуска нового внедорожника.
Златоустовский металлургический - наиболее проблемное из предприятий, которые посетил губернатор. Зарплата здесь и до кризиса не поднималась выше 10 тысяч рублей в месяц - самый низкий показатель в металлургической отрасли. Журналисты побывали в электросталеплавильном цехе - впечатление тягостное. Помимо гари, тяжелых условий труда, в глаза бросилось оборудование, вызывавшее ассоциации с демидовскими временами. По мнению Петра Сумина, руководству метзавода в ближайшее время необходимо решить две основные задачи - привлечь инвестиции для реконструкции и сохранить трудовой коллектив.
Снова выручит картошка
Многие жители моногородов в подавленном состоянии. Когда в начале осени пресса заговорила о глобальных проблемах, Надежда Лежнина особого значения тревожной информации не придала: какой там американский кризис в уральской глуши... Что такое финансовая нестабильность, женщина ощутила позднее, когда металлургический завод, на котором работает большинство жителей Серова, объявил об остановке производства. В декабре работников отправили в отпуск, а затем перевели на две трети оклада. Теперь Надежде и ее сыну предстоит жить менее чем на пять тысяч рублей.
- Заплатила за коммуналку, телефон, кредит, и на житье-бытье практически ничего не осталось, - с тихой грустью рассказывает она. - Хорошо хоть долг маленький - всего 15 тысяч в банке брала, чтобы сына к первому сентября одеть-обуть. Другие в свое время огромные кредиты взяли, да не по одному. Поэтому разговоры вокруг одни - как прожить. Слухи ходят разные, уж и не знаем, чему верить. Но очень хочется, чтобы это поскорее закончилось.
По мнению главы Тавды Александра Соловьева, ситуация сегодня острее, чем в девяностые годы, когда рабочих, высвобождавшихся с заводов, как губка, впитал малый и средний бизнес. Теперь эта ниша заполнена. К тому же из-за проблем в большой экономике неизбежно падает спрос на товары и услуги малых предприятий. А значит, чтобы сохранить жизнедеятельность муниципалитета, необходимо поддержать хотя бы одно крупное предприятие города.
- В условиях низкого внешнего спроса на продукцию многих производств областное и федеральное правительства приняли решение оказать финансовую помощь градообразующим предприятиям, - заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. - Кроме того, реализация масштабных инфраструктурных проектов, в том числе "Урал промышленный - Урал Полярный", обеспечит загрузку предприятий металлургии, машиностроения, производства стройматериалов.
Как известно, на Среднем Урале в "счастливый" федеральный список попало около ста крупных предприятий, в том числе и градообразующих. Правда, пока ни один из заводов обещанной помощи не получил. Перепадет ли что-то из государственного кармана менее масштабным производствам, от которых зависит жизнь целых населенных пунктов, вопрос пока открытый.
По словам Николая Кузнецова, красноуфимским мужикам ничего другого не остается, как отправляться на заработки в районы тюменского Севера. Те, кто не готов к столь решительным действиям, тоже ищут способы "застраховаться" от кризиса, особо не рассчитывая ни на власти, ни на работодателя.
- В конце 90-х мы уже это проходили, - пожимает плечами жительница Нижнесергинского района Нина Антонова. - Просто вместо цветов опять засажу весь участок картошкой.
Людмила Падилья-Сороса, заместитель директора направления "Муниципальное экономическое развитие" Института экономики города (Москва):
- В сложившейся экономической ситуации задача органов управления - смягчить социальные последствия кризиса и максимально диверсифицировать виды экономической деятельности. Особенно это касается монопрофильных городов. Результат может быть успешным только в случае взвешенных, слаженных действий властных структур и бизнеса. Конечно, самый лучший выход - избежать закрытия производств, не допустить массовых увольнений. Но не всегда удается это сделать. Не единожды российские территории теряли большие массивы кадров из-за остановки градообразующих предприятий. Сегодня складывается не менее тревожная ситуация. Высвобождающихся работников необходимо переориентировать на другие виды деятельности, показать им те сферы, которые помогут выжить. Надо учитывать, что в экономике есть ниши, которые востребованы всегда, независимо от экономической ситуации и снижения доходов населения. Например, сфера услуг. Практика показывает, что в условиях кризисов она развивается наиболее активно. Это хорошая площадка для организации собственного дела. Вообще, предпринимательство - самая мобильная часть экономики, способная выживать и развиваться даже в не самых благоприятных условиях.
Владимир Бочко, руководитель Центра стратегического развития территорий Института экономики УрО РАН:
- Чтобы обеспечить занятость людей, что сейчас очень важно для экономической и социальной стабильности, необходимо шире использовать общественные работы, которые, кстати, применялись в России еще в девятнадцатом веке. И в 20-е годы государство прибегало к использованию этого инструмента в экономически сложный период. Всем известно, что в США Рузвельт гениально применил его в период Великой депрессии. Общественные работы - это строительство дорог, мостов, лесозащита, мелиорация… Список может быть большим. Это труд, не требующий серьезных профессиональных знаний, где временно может быть задействован практически любой из потерявших работу.
И, конечно, важно поддержать градообразующие предприятия. Остановка производств, зачастую единственных, на которых держится экономика территории, может пагубным образом сказаться на ее развитии в дальнейшем. Необходимо уже сейчас находить точки роста экономики, думать о посткризисном развитии.
Кстати
Из 1097 городов России около 500 имеют моноструктурную специализацию, а из 1864 поселков городского типа монопрофильных - не менее 1200. В таких населенных пунктах проживает свыше 16 миллионов человек.