05.02.2009 02:00
Культура

Ростислав Янковский: Актерство - заразительная вещь, профессия прекрасная и жестокая

Текст:  Татьяна Хорошилова (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (392)
Читать на сайте RG.RU

Гость "СОЮЗа" народный артист СССР, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Ростислав Янковский сегодня отмечает свой день рождения. Мы от души поздравляем прославленного актера.

- Ростислав Иванович, в 2006 году вы стали лауреатом премии Союзного государства. На что потратили деньги?

- Я купил машину.

- Покупкой довольны?

- Очень. Что-то положил в банк, внукам раздал по две тысячи, младшему брату дал. Как-то разложил по-родственному.

- Чем занимаются внуки?

- Один внук работает в Москве, ему 25 лет, он занимается маркетингом. Внучка учится здесь, а самому младшенькому, от второго сына, который живет в Минске, будет только два года.

- Сегодня непростое время для кино и театра. Чем живет ваш театр, какие новые постановки готовите?

- Несмотря на кризис, театры и кинотеатры, где созданы хорошие условия, очень наполняются зрителем. В нашем театре пустых мест нет, постоянные аншлаги. Я не знаю, чем это объяснить. Люди по-прежнему идут в театр. Зрители ищут что-то новое, общение друг с другом. Ведь театр - это живое, непосредственное, коллективное зрелище, у актера идет общение с залом, возникает биополе. Это своеобразный акт радости!

- Где вы сейчас снимаетесь?

- Я снялся в фильме "В июне 41-го". Картина рассказывает о начале войны в Беларуси. Она шла у нас многократно. В фильме сыграли Сергей Безруков, прекрасный польский актер Павел Делонг, мой младший сын сыграл немецкого сержанта. Также я снялся в картине Геннадия Полоки "Око за око".

- Вы президент Международного фестиваля "Листопад". Как он развивается?

- Пока хорошо. Прошло 15 кинофестивалей. К нам на кинофорум приезжают представители из пятидесяти стран. На фестивале показывается большое количество картин, демонстрация их идет в девяти кинотеатрах. Начинается фестиваль и закрывается во Дворце республики.

- Какая роль в театре вам особенно дорога?

- Они все мне дороги. Роли как дети, но есть, которые легче дались, а есть, которые дались с большим трудом, например, в спектакле "Перед заходом солнца". Есть у меня роль в спектакле по пьесе Бергмана "Земляничная поляна". У нас единственный в мире театр, где идет спектакль по этой пьесе. Приступаю к новой работе. Но чтобы не сглазить, ничего о ней не скажу. В марте приедем в Москву на фестиваль "Золотая маска" плюс", на которую приглашаются театры СНГ, Балтии. Из белорусских театров выбрали нас.

- Вы прожили долгую жизнь, что в ней не удалось, что не сбылось, о чем жалеете?

- Я ни о чем не жалею. У меня двое сыновей, два одаренных брата. У меня чудная жена!

- Ностальгируете по прежним временам?

- И да и нет. Я ностальгирую по тому времени, потому что люди были лучше, менее жестокие, по-другому смотрели на жизнь, несмотря на то что была цензура, давление сверху. Тогда существовало понятие патриотизма. Сегодня цинизм, безразличие молодежи меня пугает.

- Верите, что наши народы - русские и белорусы - будут жить в едином Союзном государстве?

- Разумеется, мы очень близки, у нас одна история, не случайно в Беларуси один из государственных языков - русский.

- В кого из родителей вы пошли по характеру?

- В отца, он был дворянином, штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, окончил кадетский корпус в Петербурге. Мать тоже дворянка, из рода Ненастьевых. Мать с Волги, а отец из Беларуси.

- Из каких мест?

- Его имение было под Витебском, но я не ездил туда. У нас документов не осталось, потому что отца сажали два раза. Мама сожгла все документы, а дворянский и Георгиевский кресты зашила в обивку кресла. Она страшно боялась, и все награды были уничтожены.

- Но хоть какие-то реликвии остались?

- Никаких. Все сожжено, остались иконы.

- Хотите, чтобы ваш двухлетний внук продолжил актерскую династию?

- Как он захочет. Но в принципе актерство - это заразительная вещь. Наша профессия, как говорит мой брат Олег Янковский, как заболевание. На нее нельзя просто прийти и учиться. Если человек поступил по блату, это несчастный человек. Профессия наша прекрасная и жестокая, выбрасывает из своих рядов бездарных людей. Династия - не семейственность, династию формируют люди, у которых сложилась судьба в этой области. Династия - это собрание одаренных людей.

- Как часто вы встречаетесь со своими братьями?

- Каждый год. Средний брат Коля живет в Саратове, но он приезжает на мой юбилей, на фестивали, в гости. Мы часто встречаемся у моего старшего сына Игоря, который живет в Москве. Рождество с подарками, Дедами Морозами, елками, надеждами собирает всех Янковских.

Театр