10.02.2009 02:00
Культура

Юрий Богомолов: По части новаторства "Углеводородный человек" сильно проиграл и "Клану", и "Плесени"

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4845)
Читать на сайте RG.RU

За "Плесенью" последовала на этой неделе не менее устрашающая история под названием "Клан". И тоже - документально-мистическая. И еще была одна документально-тревожная лента "Углеводородный человек". А тут, ко всему прочему, канал "Культура" приподнял историко-культурную завесу над благословенной эпохой Возрождения: "Медичи. Крестные отцы Ренессанса".

"Как страшно жить!" - воскликнула бы на все это Рената Литвинова.

От перемены ценностей...

Жить действительно страшно, насмотревшись "чистосердечных признаний" и прочих криминальных хроник. И вчера было страшно. И в древности тоже хватало ужасов. И в обозримом будущем их будет не меньше, если верить "новому документальному кино".

"Старое документальное кино" - это, по-видимому, повествования о частной жизни советских бонз, светских тусовщиц, покойных кинозвезд и их многочисленных родственников.

Их героини - Надежда Аллилуева, Светлана Сталина, Галина Брежнева и т.д. Но интерес к ним - праздный, от нечего делать по вечерам в семейном кругу.

Интерес же к полезным и к вредоносным ископаемым вроде нефти, газа, угля и плесени - геополитический, можно даже сказать, философский.

И нефть, и газ, как в былые времена, злато - нынче основополагающие ценности. Об этом свидетельствует показанный на канале "Россия" телефильм "Углеводородный человек".

Мы уже знаем, что не меньшей ценностью оказалась такая презренная гадость, как плесень. Ее во всей красе мы увидели на Первом канале в одноименном фильме. Она и враг, и друг. И отрава, и врач.

В фигуральном смысле и члены таинственной организации "Череп и кости", о которой мне стало известно от авторов документального фильма "Клан", тоже плесень. То есть что-то богопротивное, какая-то скверна на теле человечества, которая тем не менее плодотворно руководит значительной его частью (имеются в виду Штаты) на протяжении почти двухсот лет.

К определенному подвиду семейства плесени можно теперь отнести мафиозное семейство Медичи, члены которого убивали... Членов которого убивали. Но осталась от них и польза (как и от всякой плесени): Лоренцо Медичи серьезно поспособствовал расцвету дарований Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Как ни крути, но нет худа без добра. Об этом нам с утра до вечера рассказывают по телевизору в связи с мировым финансовым кризисом.

Свежо предание...

Одна из давних и непреходящих страстей человечества - это желание понять, кто им руководит. Авторы многочисленных исследований по мере своих сил и талантов на протяжении веков стараются ее утолить. Марксисты отыскали классовую природу механизма управления инстинктами человеческих масс. Ленинисты создали руководящую и направляющую партию КПСС. Антисемиты обнаружили сионских мудрецов, дергающих за ниточки правительства суверенных стран.

Одно время на экране то и дело попадались рассказы о таинственной стране под названием "Шамбала". Телевизионщики, не покидая студий и архивов, отважно пускались в экспедиции по следам тех, кто пускался в них до того.

Интерес подогревался тем обстоятельством, что в "интересантах" числились и Гитлер, и Сталин. Якобы их порученцы геополитик Карл Хаусхофер и чекист Яков Блюмкин рыскали по свету в надежде приобщиться к тайнам господства над миром, добыть столь нужные их вождям магические знаки безотказной власти.

Эти сказки навязли в зубах, набили оскомину, протухли, покрылись плесенью. А вот история таинственного, глубоко законспирированного общества "Череп и кости", рассказанная в фильме "Клан", - это что-то новенькое и, самое главное, на вид нечто свеженькое.

Страшно сказать, но его члены - экс-президенты США отец и сын Буши. То-то я думал, отчего у младшего Джорджа так плохо шли дела еще в первый срок, а он, несмотря на это, был переизбран на второй.

В этом контексте стоит оценить дерзость Первого канала. Да он и сам ее высоко оценил, разместив на своем сайте такой анонс: "Клан" - эксперимент Первого канала. Это не документальный и не художественный фильм. Это расследование и провокация одновременно. Это в какой-то части реконструкция, но построенная на реальных фактах, в какой-то - документальный фильм, шокирующий своей откровенностью".

Авторы, стало быть, объясняют зрителям впечатление, которое они должны вынести с просмотра. Сказано в анонсе и о смысле, который они обязаны прихватить в нагрузку к впечатлению.

"Тема фильма - попытка разобраться, кто и что управляет миром вокруг нас. Что за тайные общества стоят за принятой ширмой - избранными политиками и их идеями, которые называются по-разному - от фашизма до неоконсерватизма". Все претензии по части того, как авторы "управляют" русским языком, - к ним самим).

Если нацисты сбились с ног в Тибете в поисках магических знаков властных полномочий от мистической Бездны, то дедушка Буша Прескотт у себя на родине в 1918 году отыскал могилу индейского вождя апачей Джеронимо Грозного, разграбил ее и прихватил оттуда череп, который и стал символом секретной организации "Череп и кости".

И вот этот сценарий голливудского блокбастера, эта перелицовка "Протоколов сионских мудрецов" выдаются за новое слово в жанре документального кино?..

"Углеводородный человек" по части новаторства, разумеется, сильно проиграл и "Клану", и тем более "Плесени". Сага о всевластии Нефти и Газа над человечеством имеет один важный фундаментальный недочет: ни Газ, ни Нефть по-настоящему не одушевлены, не олицетворены. И что совсем обидно: не демонизированы.

А как можно было бы красиво и пафосно это подать! Нефть - это кровь в общечеловеческом Организме, а Газ - это воздух, которым он дышит.

Авторам Хомо Углеводородного явно не хватило креативности. И промоушен был не тот, что у "Плесени". Потому он в эфире и прошел незамеченным для широкой публики.

* * *

Жаль, что вернувшаяся в эфир четверка "прожектористов" из Перисхилтона не успела (или не захотела) отразить в своем новом выпуске все эти телеоткровения.

Хотя кое-что все-таки отразилось. Возможно, и нечаянно.

Кто-то из молодых шутников, просматривая газетную полосу извещений о банкротствах, обратил внимание на то, что финансовую катастрофу потерпело ООО "Самарские грибы".

Неужели, - подумал я, - ведь плесень, от которой происходят все грибы и грибки на свете, столь могущественна и так вездесуща...

Или авторы "Плесени" что-то преувеличили?..

Или авторы так называемого "нового документального кино" вообще все преувеличивают и передергивают, ощущая себя сообществом с ограниченной ответственностью?..

ТВ и сериалы