В 2008 ГОДУ, по свежим данным Федеральной таможенной службы РФ, импорт в Россию составил 266,9 миллиарда долларов, что на 70 миллиардов долларов больше, чем в 2007 году. Темпы прироста импорта превысили 33,6 процента, опередив даже наращивание экспорта основных товаров. Такая тенденция накладывается на кризисные реалии российской экономики и уже стала одним из самых острых вызовов.
Рост импорта наблюдается по всем направлениям - от пищевых продуктов до продукции машиностроения. Падение рубля неизбежно приведет к росту цен на импортные товары. Девальвация рубля в условиях падения внутреннего спроса стимулирует гонку цен, подобную той, что была в начале "шоковых" девяностых годов прошлого века. В первую очередь потребители почувствуют это на продуктах питания. По оценкам, в 2008 году доля импортных продуктов питания в России составляла более 40 процентов, а для двух столиц - более 70 процентов. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность: доля импорта не должна превышать 20 процентов на внутреннем рынке. В среднем доля импорта во внутреннем потреблении превысила половину.
Импорт подрывает основы и многих других отраслей. Так, эксперты предрекают "закат отечественного производства" многих видов медицинского оборудования. Иностранные корпорации проводят последовательную политику по вытеснению с рынка России национальных производителей. Если в 1999 году доля отечественной продукции на нашем фармрынке составляла 46 процентов, то сегодня она сократилась почти вдвое.
Аналогичная ситуация в отечественном машиностроении подтолкнула заводы Сибирского федерального округа на объединение в машиностроительный синдикат с целью производить высокотехнологическое импортозамещающее оборудование. Каждый регион округа при этом будет ориентирован на выигрышную отрасль экономики. Скажем, Кемеровская область - на угледобывающее оборудование, Томская - на медицинскую технику, Алтайский край - на аграрное машиностроение, Новосибирская область - на электротехнику, а Красноярский край - на горнорудную технику. Но таким смелым инициативам неизбежно придется пройти "испытание кризисом".
Специально для "РБГ" нынешнюю ситуацию прокомментировал директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.
- Руслан Семенович, насколько проблема огромного и нарастающего засилья импортных товаров может разрастись в период кризиса?
- Прежде всего это своего рода экзистенциальная проблема для России. Я вижу существенное упущение в том, что за последние восемь лет, в "тучные годы", не было сделано ничего для реальной диверсификации российской экономики. Это поражение. Засилье импорта - угроза слишком серьезная, чтобы ее игнорировать, но в "тощие годы" надо прежде всего тушить пожар и выживать, а не решать подобные стратегические проблемы.
- А протекционизм, становящийся все более популярным?
- Закрытием внутреннего рынка можно добиться импортозамещения, но риски слишком высоки. И дело вовсе не в декларируемых принципах свободной торговли, на которые сейчас мало кто обращает внимание. Проблема в том, что такая мера может привести к росту стоимости отечественных товаров, причем немедленно после принятия "заградительных" мер. Это очень серьезный риск.
- Значит, это не является приемлемым рецептом?
- Я, в отличие от некоторых своих коллег, идеологов либерализма в экономике, не разделяю мнения о "глупой политике импортозамещения", о том, что недавнее повышение пошлин на иномарки было ошибочным решением. Это ерунда: ответственное правительство должно думать о своем рынке, о своих товаропроизводителях. Например, сколько бы ни говорили о том, что отечественный автопром ни на что не годен, но в прошлом году продано более 700 тысяч автомашин. Другое дело, что они, скажем так, не очень безопасны, но люди ходят на работу, чтобы их производить. Бросив их на произвол судьбы, можно получить огромное социальное напряжение. Но если углубиться в эту проблему, то становится ясно: уже сейчас надо готовиться к хорошим, послекризисным годам. Значит, надо думать о том, чтобы, возможно, у нас доминировала отверточная сборка и свелось к минимуму собственное производство автомобилей. Но это - в данной отрасли. А вот, к примеру, отечественное пассажирское авиастроение можно и нужно спасти. В сфере импортозамещения нет однозначного решения, что подчеркивает масштаб проблемы.
- Этот вывод верен и в отношении продовольствия?
- Конечно. Так, можно закрыть внутренний рынок, но нужна уверенность, что отечественные производители справятся с обеспечением продуктами питания населения страны. А если нет? Что такое продовольственная безопасность? Международные соглашения определяют этот термин как "состояние экономики, при котором всем и каждому гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим продуктам в качестве, ассортименте и объемах, достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и воспроизводства населения страны". Иными словами, мы имеем право требовать от государства, чтобы товары в магазинах были вкусными, полезными и доступными. Можно ли обеспечить это при нынешней зависимости от импорта? Вообще в обсуждаемой теме импортозамещения важна координация различных политик - структурной, финансовой, внешнеэкономической. То есть то, чем по большому счету страна пока не обладает.
- Слабеющий рубль еще больше обостряет эту проблему?
- Безусловно, но нужно учитывать и то, что девальвация приведет к подорожанию всей продукции в стране. Жизнь мстит за ошибочную валютную политику прежних лет: не нужно было допускать чрезмерного укрепления рубля. Раньше было соотношение "сильный рубль - слабый доллар", сейчас - наоборот. Отметим, что израсходована треть золотовалютных резервов и рубль девальвировался на треть. Как видим, необходимо выдерживать тонкую линию. С одной стороны, необходимо увеличивать капитализацию российских банков, что связано с ростом государственных расходов. Но есть риски обмена национальной валюты на доллары и евро. Так вообще может не остаться рублей в экономике. Эта угроза сейчас чрезвычайно актуальна для нас.