В мире есть очень немного барабанщиков, которые, кажется, умеют извлекать из своих инструментов громы и молнии. И чьи бас-барабаны и малый способны звучать то как курьерский поезд, то как сверхскоростной бомбардировщик, а от хай-хэта порой слышатся звуки разбитого хрусталя.
Один из них - ударник легендарных Deep Purple Ян Пэйс накануне дал единственный концерт - мастер-класс в Москве.
Ян Пэйс приехал в Москву за день до выступления. Единственный музыкант, играющий в Deep Purple с самого основания - то бишь более 40 лет - человек очень спокойный, основательный и комфортный. Люди, близкие к легендарной группе вообще утверждают, что "глубоко-пурпурные" продолжают свою долгую и славную историю во многом благодаря тому, что в составе все эти годы играет Ян Пэйс. Всегда способный шуткой снять напряжение, остановить возможную ссору, придумать какой-то неожиданный ритмический ход или сбивку, когда остальные музыканты впадают в панику от того, что композиция не получается…
Первым делом Ян Пэйс отправился осматривать сцену и готовить ударную установку к работе, деловито смотрел, как расставлены инструменты, микрофоны…
"Я тут слышал, что наш вокалист Ян Гиллан рассказывал в Москве, будто он тоже хороший ударник, - с улыбается Пэйс. - Не верьте. Гиллан как немножко выпьет - расскажет и не такое. Но лично я никогда не пущу его за свою установку. Поскольку Гиллан сразу же что-то потеряет или сломает…А я ведь намерен в Москве повеселиться: поиграть музыку и поговорить о ней - возможно я могу чем-то помочь молодым барабанщикам. Сам-то я вырос в окрестностях Лондона. И там учителей просто физически не было. Да и барабанная установка у меня появилась только в 15 лет. А до этого я колотил по мебели. Когда целой мебели в доме не осталось, папа сказал: "Ну что ж, давайте купим Яну ударную установку…"
В итоге всему в своей провинции я учился сам. Хотя если бы у меня были учителя, то конечно освоил многое быстрее. А так - самостоятельно изобретал приемы игры на ударных. Правда, потом оказалось, что многие были изобретены до меня (улыбается). В 17 лет я попал в первую профессиональную группу. Ну, а в 19 лет уже был в Deep Purple…"
Ян Пэйс подтянут, строен, двигается легко - будто в каком-то своем, раз и навсегда заданном ритме. Трудно поверить, что в июне ему стукнет 61. Игра Пэйса по-прежнему мощна, в ней есть агрессивная хард-роковая подача, экспрессия, грув. Великий барабанщик считает, что именно мощь и сила удара, а также техника - одни из самых главных качеств в его амплуа. "Скорость можно развить, натренировать. Но сила удара - важна особенно", - уверяет музыкант.
Дома, в Англии у него есть отдельная комната, где он по-прежнему практикуется в свободное от туров время. Порой хватает пары минут - важно поддерживать мышечную память. "Вы можете заметить, что я - не здоровяк. Но мышцы важны и сейчас они у меня конечно покрепче, чем были в начале карьеры. А слух - наоборот похуже. Это - профессиональная болезнь. Жена и дети часто ругаются, чтобы я сделал потише телевизор…" - Невозмутимо улыбается Пэйс.
На его мастер-класс в Москве зрители и ученики съехались из разных городов России: Санкт-Петербурга, Самары, Омска. В зале были и барабанщик популярной эстонской группы "Миллион", даже небольшая делегация рок-музыкантов Донецка и Харькова. Заглянул и недавний ударник группы Сергея Галанина Николай Балакирев. Ян Пэйс охотно исполнял фрагменты песен Deep Purple. Перешучивался с залом: "Вот вы сказали, что эта композиция на 7/8. Нет, на самом деле мы написали ее на шесть восьмых. Но потом решили, что да - семь восьмых было бы правильнее. Так что согласен с вами…"
А затем садился и выколачивал из своих барабанов и тарелок лихое вступление к песне Fireball, а про исполнение громобойной партии ударных в Pictures Of Home с улыбкой уточнял: "Все просто, надо только успевать считать: один, два, три, четыре…"
Deep Purple много лет играют на стадионах.. О том, как настаиваться на такие шоу и не стесняться-бояться огромного количества зрителей - Ян Пэйс тоже дал свой профессиональный совет:
- Перед концертом я обычно выпиваю одну рюмку (сам-то он выразился посложнее - "one drink"). Или лучше - две. После чего иду на сцену… Да помните главное: три - это уже будет опасно, перебор (улыбается). Когда в середине 70-х Deep Purple распадались, то мы с Джоном Лордом создали новый проект Paice-Ashton-Lord. Причем решили его строить вокруг клавишника Тони Эштона - чтобы у нас с Джоном Лордом случайно не получился новый Deep Purple (снова улыбается). Новичок Тони, очень боялся больших залов. В обычном - чувствовал себя комфортно. А попадая на стадион, сразу робел. Помню наш последний концерт в Лондоне. Сцена ярко освещена и зал с нее видится большим темным пятном. Тони шел-шел с микрофоном, не сориентировался и - рухнул вниз. Так что в последний раз я видел Тони Эштона в проекте Paice-Ashton-Lord - как раз лежащим под сценой…
Естественно как тут было не спросить и о том, когда же в Россию снова пожалуют Deep Purple?
- Пока таких планов нет, - разве руками Ян Пэйс, - но если пригласите, то с удовольствием снова приедем (Очередной тур по России группа завершила всего несколько месяцев назад. Но ведь Deep Purple - как счастья и хорошего настроения - ,наверное, никогда не бывает слишком много?! - Прим. А. А.). Зато мой давний друг Джон Лорд, думаю, скоро к вам приедет. Мы давние друзья, женаты на сестрах-близнецах, да и живем - всего в восьми милях друг от друга. Джона уже не интересует хард-рок. У него наступил период, когда пресытили бесконечные поезда, самолеты, гостиницы… Он теперь пишет оркестровую музыку и очень увлечен ею. У Лорда теперь новая группа. Думаю, что и вам она тоже понравится.