11.02.2009 03:00
Общество

Писатель Алексей Слаповский: Деньги нужны затем, чтобы о них не думать

Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4846)
Читать на сайте RG.RU

Что нам в жизни важнее всего? Этот вопрос социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) задали нашим соотечественникам.

Оказалось, что для большинства важнее всего сегодня безопасность, здоровье, материальное положение и отношения в семье. Причем процент сограждан, заитересованных в своем материальном положении, значительно вырос. Вроде бы нет в этом ничего странного. Хороший достаток играл всегда важную роль. Как следует относиться к деньгам? Как правильно зарабатывать деньги? Можно ли их любить? Об этом наш разговор с автором романа "День денег", писателем Алексеем Слаповским.

Российская газета: Алексей Иванович, сейчас все вокруг только и делают, что считают деньги, словосочетание "финансовый кризис" стало устойчивым и повторяется десятки раз на день. Что происходит - деньги окончательно стали править миром?

Алексей Слаповский: Ну в определенном смысле они всегда им правили. Финансовая культура одна из самых древних культур. Даже в дальних и относительно замкнутых человеческих сообществах (скажем, империя инков) существовали эти отношения. Видимо, люди везде, в любые времена и на любых континентах так самоорганизуются, что без денег не могут. Нужен емкий эквивалент труда и товара, вот и все.

РГ: То есть все в порядке, и презренный металл сильнее мы любить не стали...

Слаповский: Да кто его когда любил?! Вы любили?

РГ: А почему нет? Разве деньги - это не свобода?

Слаповский: Деньги любить невозможно. Это средство, причем средство временное. Вот плыву я на корабле, к примеру, из Европы (о чем я всю жизнь мечтаю), через Атлантику в Америку. Я любуюсь океаном, альбатросами, облаками, любуюсь спутниками и спутницами и всем вокруг, и кораблем тоже, может быть, любуюсь. Но любить его - да нет, я не моряк. Это средство передвижения, если, конечно, не свой корабль. А деньги никогда не бывают своими. Пришли - ушли. Бесконечный круговорот. Деньги обезличены. Один из моих героев сказал: "Деньги хороши не тем, что позволяют делать то, что ты хочешь, деньги хороши тем, что они позволяют не делать того, чего ты не хочешь". Вот я их ценю за это, а не за то, что они раскрывают какие-то там горизонты или за то, что могу много разного напокупать. Их должно быть достаточное количество, чтобы не делать того, чего ты не хочешь делать. Вы знаете, самое ужасное не в деньгах, а в тех отношениях, которые они заставляют выстраивать с миром. То есть, когда ты вынужден из-за них, паразитов (смеется), работать. Когда ты работаешь не в охотку, не в удовольствие. Человек, вынужденный вкалывать за то, чтобы заработать пару лишних миллионов долларов, - несчастный человек. А если он с удовольствием, любимым, интересным трудом зарабатывает тысяч двадцать рублей в месяц, ну желательно тридцать, или сорок, а еще лучше пятьдесят, короче говоря - один зарабатывает два миллиона без удовольствия, а другой тридцать тысяч, но с удовольствием, и, ей Богу, последний счастливее любого миллионера! Согласитесь?

РГ: Соглашусь, а вы согласитесь, что деньги - это отсутствие ограничений, любых.

Слаповский: А кто спорит? Я же не говорю, что деньги - это плохо. Я говорю, что их должно быть достаточно. Потому что деньги, например, позволяют не ходить в местную государственную поликлинику, так как это вредно для здоровья. Конечно, плохо, когда деньги не дают жить нормально. То есть их отсутствие. Булгаков устами героя говорил, что "квартирный вопрос испортил москвичей", но это была метафора, потому что квартирный вопрос упирался, естественно, в деньги. И когда Мастер в этом самом произведении выиграл в лотерею, он первым делом квартирку купил. То есть - абы гроши, и все будет. Понимаете, деньги нужны затем, чтобы о них не думать.

РГ: Убедили, но почему тогда в нашей стране не очень хорошо относятся к людям, которые стремятся заработать много?

Слаповский: Знаете, вот тут происходит подмена. Я много раз слышал это мнение. Честное слово, среди своих друзей, приятелей, знакомых, соседей я не вижу ненормальных, которые плохо относятся к тем, кто зарабатывает деньги. Подмена в чем? В нашей стране относятся плохо к тем, кто не зарабатывает, а делает деньги. Делать деньги и зарабатывать их - это вещи разные, и народ у нас прекрасно понимает, на этот раз цитирую Ильфа и Петрова: "Большинство крупных состояний нажиты нечестным путем". Поэтому и не любит он богатых. Хорошо это или плохо? Не знаю, но уверен, что другого отношения не будет до тех пор, пока кто-то из них не докажет, что он эти деньги заработал кровью и горбом. Ага, как же, в течение пяти лет горбом пару миллиардов! Нет, я понимаю, для функционирования экономики нужна концентрация капитала в частных руках. Но, что касается народа, я считаю, его оболгали - он относится совершенно нормально к людям, которые стремятся зарабатывать деньги, и не любит людей, которые деньги до-бы-ва-ют. И сейчас у нас действительно кризисная ситуация, но в моральном отношении, потому что для многих людей настали в определенном смысле последние дни, они чувствуют, надо хапать, пока еще можно. И мне кажется, что некоторое время у нас с моралью будет еще хуже, хотя вроде уже некуда. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то из наших первых лиц государства говорил не с экивоками "коррупция-фигупция", а что-нибудь типа "бесстыдство чиновников, воровство чиновников"? Прямо и в лоб? Я никогда не слышал. Стесняются. А ведь слова - вещь иногда нужная и полезная. Было дело, кучка творческой интеллигенции встречалась с Медведевым еще до его избрания, и я пожелал на будущее: замените слово "коррупция" на чуть более экспрессивный оборот: "бесстыдное чиновничье воровство", честное слово, это будет иметь гораздо больший эффект. Коррупция - звучит уж очень благородно.

Как и киллер. Скажет парень своей девушке, что он киллер? Скажет. Потому что красиво. Скажет он ей же, что наемный убийца? Вряд ли. Звучит нехорошо. Не заманчиво. Можете смеяться, но у меня идея-фикс, не раз высказанная: пока мы будем называть государственное воровство коррупцией, ничего никуда не сдвинется - значит мы сами внутренне не верим, что это воровство. А так... Злоупотребления.

РГ: Алексей Иванович, а если завтра совершенно случайно найдете 33 тысячи долларов, что вы с ними сделаете?

Слаповский: Так. Это вопрос провокационный (замечает со смехом). Спасибо за напоминание о моей книжке, которая переиздавалась больше, чем все другие. Как вам сказать? Боюсь я таких штук, дармовых денег. Если бы, как мои герои, я понял, что их невозможно вернуть, я бы как можно быстрее потратил их на своих родных и близких. От дармовых денег надо избавляться быстро и не рассчитывать на них. Я привык к тому, что деньги зарабатываю и они для меня имеют приятный, уютный смысл, который заключается в следующем - получил удовольствие от работы, получил еще и награду за нее, и можешь что-нибудь хорошее купить, порадовать своих близких. То есть в них есть человеческий смысл. Понимаете, человек постоянно сакрализует деньги, превращает их в праздники, подарки, отдых, то есть одухотворяет их, добавляет новый смысл. А найденные деньги - это опасно. Хороши только заработанные деньги. Вот поэтому я, как и весь русский народ, очень неодобрительно отношусь к богатым людям, которые не столько заработали, сколько сколотили, добыли, отжали и прокрутили. Скажут - крутить и колотить тоже смекалка нужна. Ну да. И машину без смекалки не угонишь, и в квартиру не влезешь. Смекалка, да. Понимаю. Вы еще скажите, чтобы я восхищался ловкостью рук того, кто у меня из кармана кошелек стырил.

Социология