Пушкинский театральный фестиваль, как и два других детища Владимира Рецептера - Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге и театр-студия "Пушкинская школа", был создан, чтобы открывать и осваивать театральное наследие Пушкина.
На фестиваль свои работы - в большинстве своем профессиональные, но иногда и любительские, нередко хорошие, но нередко и провальные - привозят самые разные театры. Фестиваль нисколько не утаивает своей просветительской миссии, потому демократичен и привечает всех. Но требует усилий над собой: так, Псковский театр драмы, который носит имя поэта, старается к каждому фестивалю подготовить какую-нибудь пушкинскую премьеру.
16-й фестиваль открылся презентацией четырехтомного энциклопедического издания книги "Пушкин в прижизненной критике", совместного проекта Института русской литературы (Пушкинского Дома) и Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. "Между третьим и четвертым томом была большая временная пауза, потому что мы знали, что этот том охватит последние годы жизни и год смерти Пушкина. И нужно было, чтобы этот том получился лучшим", - отметила один из авторов книги Екатерина Ларионова. Представляя этот труд, известный пушкинист Сергей Фомичев сказал, что, несмотря на то что его имя также значится в числе авторов, он здесь "только для красоты", а всю работу на себе тащила его ученица. Если поверить писателю, то кажется, что первый день задал тон всему фестивалю - он получился фестивалем молодых. В этом участники творческой лаборатории были единодушны: классику следует играть так, как это делают "рецептурники" (так ласково называют актеров театра-студии "Пушкинская школа") и студенты мастерской Константина Райкина из Школы-студии МХАТ.
"Женитьба" в постановке Владимира Петрова (гоголевские спектакли были включены в программу в честь 200-летнего юбилея писателя) как бы продолжала прошлогоднюю феерию "Бесплодных усилий любви": буйство красок, игра жирными мазками, атмосфера карнавала. Хотя из спектакля была вынута экзистенциальная составляющая пьесы, актеры схватили истинно гоголевскую черту персонажей - некую неполноту бытия, усеченность их существования.
Спектакль "Прости, душа...", поставленный Иваном Стависским, собран из "Капитанской дочки", "Истории Пугачева" и старинных казачьих песен. Коллаж всегда таит в себе много опасностей. В этом случае прекрасные казачьи песни, казалось, заглушили собственно драматические сцены. И пафос некоторых кусков, например плач Василисы Егоровны у ног убитого мужа, на фоне песен казался каким-то иллюстративным. Подавая эмоционально и фактический исторический материал, режиссер добился только однотонности спектакля, тогда как можно было, наоборот, сыграть на контрасте между сухими прозаическим и поэтическими текстами.
Студенты курса Константина Райкина из Школы-студии МХАТ привезли на фестиваль отрывки из "Евгения Онегина" - своего дипломного спектакля, поставленного Мариной Брусникиной. Такого свежего, легкого и по-пушкински ироничного спектакля на этом фестивале больше не было! Актеры в светлых джинсах и белых футболках играли не на сцене, они играли пушкинский текст: можно было закрыть глаза и просто слушать, потому что вся режиссура на этот раз была в тексте.
Театральная программа этого фестиваля была небогатой. Сцена Псковского театра, которая помнит спектакли Олега Ефремова и Эймунтаса Някрошюса, Анатолия Васильева и Петра Фоменко, на этот раз увидела, помимо уже названных спектаклей, "Капитанскую дочку" и "Ночь перед Рождеством" Сергея Яшина, "Метель" псковского режиссера Вадима Радуна, "Моцарта и Сальери" в постановке латвийского театра-студии "Йорик".