Рецепты спасения российской промышленности множатся. Только на минувшей неделе появилось сразу два авторитетных исследования, содержащих масштабные антикризисные рецепты. В одном случае авторами "советов посторонних" выступили ведущие отечественные экономисты, в другом - эксперты Евросоюза.
Авторы доклада, подготовленного Институтом современного развития (ИНСОР), отмечают, что к началу 2009 года российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Уникальность ситуации, по их мнению, состоит в том, что "отечественная экономика испытывает свой первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, с легкостью "импортировавшей" шок из-за рубежа". В свою очередь, эксперты проекта Евросоюза "Поддержка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики" озабочены прежде всего тем, что институты развития (Внешэкономбанк, госкорпорации, объединяющие инновационные сектора) явно отстают от потребностей времени и еще только приступают к формированию инвестиционных портфелей. Это исследование было презентовано комитетом ТПП РФ по инвестиционной политике.
Однако при всем отличии подходов бросается в глаза акцент на противодействие кризису регионами как главную надежду. Если раньше центр предлагал регионам "суверенитета столько, сколько можно проглотить", то сейчас пока на экспертном уровне утверждается, что "режим "кризисного управления" должен будет странным образом сочетаться с предоставлением регионам максимума свободы в решении задач по выживанию". Эту цитату из доклада ИНСОР можно считать ключевым рецептом, который можно соотнести с рекомендациями иностранных экспертов. Они полагают, что настало время создавать в крупных регионах собственные институты развития или филиалы федеральных, чтобы довести ресурсы до территорий. Эту мысль считает ключевой замдиректора Международного института госслужбы и управления РАГС Сергей Семенов. "Время для создания институтов и инструментов развития было в целом упущено", - ставит диагноз предкризисным временам руководитель ИНСОР Игорь Юргенс.
Более того, запаздывание с реагированием на кризис происходит в русле недостаточно эффективного режима управления. По мнению российских аналитиков, возможны три сценария. Первый - дирижистский сценарий "прямое ручное управление", который позволит минимизировать потери для наиболее приоритетных предприятий и секторов экономики. Второй - либеральный сценарий "естественный отбор", в рамках которого подразумевается, что рыночные силы без внешнего вмешательства обеспечат отбор наиболее эффективных экономических агентов и скорейшее восстановление экономики. И, наконец, либерально-дирижистский сценарий "поддержка и развитие возможностей", основанный на связанной системе мер, направленных на минимизацию последствий кризиса, включая государственную поддержку инвестиционного спроса в ключевых отраслях, которая позволит пройти кризис наименее болезненно и выйти из него с более эффективной экономикой.Но "до настоящего момента основные меры преимущественно были характерны для сценария "прямого ручного управле-ния".
Но это на федеральном уровне, а в регионах "арсенал предлагаемых мер пока не очень разнообразен и включает, как правило, такие позиции, как сокращение расходов, государственное стимулирование и налоговые меры". Скажем, в Иркутской области прекращаются выплаты дотаций сельхозпроизводителям на реализованное мясо и молоко, в Архангельской области откладывается на неопределенный срок переход на новую систему оплаты труда бюджетников, а правительство Калининградской области заморозило проект рекламной кампании туристического потенциала области. Меры же государственного стимулирования носят пока точечный характер. В качестве примера можно привести создание региональных стабилизационных фондов (на Сахалине размер фонда составляет5 миллиардов рублей, в Республике Алтай - 304 миллиона рублей).
Во многом ситуация усугубляется субъективными причинами, прежде всего степенью понимания происходящего местными руководителями. Одни региональные администрации еще в конце 2008 года оценили сложности будущей экономической ситуации и начали предпринимать активные действия, другие - "проспали "кризис". Аналитики советуют понять, что "кризис означает переход на иной, более низкий уровень общественного потребления", и пересматривать не только долгосрочные бюджеты, но и другие системные решения.
Любопытны рекомендации европейских экспертов. Как пояснил Сергей Семенов, для реализации кластерной политики в регионах можно и нужно использовать "наследие в виде советской модели организации промышленности - территориальные производственные комплексы (ТПК). Концепция кластеров не копирует модель ТПК, но является ее модернизацией, соответствующей реалиям рыночной экономики. Изучение ситуации выявило предпосылки для создания целой "грозди" кластеров в пилотных регионах исследования - Калужской и Саратовской областях. При этом стратегия должна быть направлена на поддержку сильных и креативных компаний и обязательно осуществляться сверху: "Само ничего не разовьется".
ИНСОР же предлагает регионам стимулировать спрос посредством более активной реализации инфраструктурных проектов. Расширение заказа на различные инфраструктурные проекты по цепочке приведет к росту спроса на продукцию целого ряда других отраслей. "Акценты необходимо сделать в первую очередь не столько на увеличении объемов инфраструктуры в расчете на рост потребностей в будущем, сколько на доведении ее объемов до уровня, соответствующего текущим потребностям (автодороги, жилье, энергетика), и на улучшении ее качественных характеристик (ЖКХ, энергетика, автодороги)", - считают авторы исследования.
Антон Данилов-Данильян, председатель комитетапо инвестиционной политике ТПП РФ:
- Налицо такие симптомы рецессии, как падение спроса и производства, сокращение доступа к кредитным ресурсам и замораживание компаниями инвестпрограмм. Это означает, что Россия действительно не в самом лучшем положении, прежде всего промышленность. Но я считаю, что кризис позволяет лучше понять особенности нынешнего момента, дает шанс выйти из него более крепкими. И проверка на прочность в этих условиях российских институтов развития - один из важнейших факторов. От этого зависит, будут ли "загибаться" предприятия и целые отрасли или, напротив, развиваться.