Это был взаимный интерес - в ходе визита министра иностранных дел Сергея Лаврова в Каир египетское руководство, безусловно, хотело выслушать мнение российского министра о происходящем в Израиле.
Накануне глава внешнеполитического ведомства встречался в Тель-Авиве с основными кандидатами на пост премьера - Биньямином Нетаньяху и Ципи Ливни, а также с президентом Шимоном Пересом. И мог как минимум поделиться своими соображениями о политических процессах в соседней с Египтом стране. С другой стороны, официальный Каир осуществляет посредническую миссию на переговорах между движением ХАМАС, контролирующим сектор Газа, и Израилем. Соглашение о перемирии между ними планировалось подписать еще на прошлой неделе. Однако в последние дни стороны постоянно меняли свои позиции. По словам шефа египетской разведки Омара Сулеймана, Тель-Авив попросил еще два дня на подготовку окончательного ответа по условиям мира с ХАМАСом. Так что интерес Лаврова к тому, как протекают переговоры и каковы перспективы урегулирования конфликта был очевиден.
Любопытная деталь: в то время, когда глава российского внешнеполитического ведомства обсуждал в Каире ситуацию вокруг сектора Газа, президент АРЕ Хосни Мубарак вылетел в Бахрейн, где в ночь на вторник состоялась его встреча с королем страны шейхом Хамадом бен Исой Аль Халифой. Как позже объяснил Мубарак, причиной визита стало обсуждение ситуации, сложившейся вокруг израильского военнослужащего Гилада Шалита, которого удерживают боевики ХАМАСа.
По словам египетского президента, некое арабское государство "вмешалось в проблему израильского военнослужащего". В чем именно заключалось это вмешательство и как оно отразилось на посреднических усилиях его страны, Мубарак не уточнил. Однако ранее появилась информация о том, что премьер Израиля Эхуд Ольмерт назвал освобождение Шалита главным нерешенным вопросом, препятствующим перемирию с ХАМАСом. Руководство этого палестинского движения в принципе не прочь обменять военнослужащего на своих сторонников, находящихся в израильских тюрьмах. И уже передало соответствующий список с фамилиями египетским посредникам.
Но именно в таком подходе и спрятаны "подводные камни", способные торпедировать все ближневосточное урегулирование. Каир выступает за то, чтобы разделить переговорный процесс по "досье Шалита" и перемирию между ХАМАСом и Израилем. В противном случае диалог по ситуации в секторе Газа окажется подвешенным на неопределенное время - обмен пленными процесс на Ближнем Востоке длительный.
На переговорах в Египте Сергей Лавров назвал провокацией утверждения, что Москва могла бы выступить с собственной инициативой по Газе. По его словам, Россия самым активным образом поддерживает лидирующую роль Египта в реализации последней резолюции Совета Безопасности ООН по урегулированию ситуации в секторе. Ранее появлялись сообщения о том, что свои услуги в качестве посредника на ближневосточном треке активно предлагает Тегеран. Не исключено, что обращения к России в той или иной форме оказать содействие на переговорах с ХАМАСом прозвучали на встречах Лаврова с главой Палестины Махмудом Аббасом и в Тель-Авиве. Заявление российского министра было призвано однозначно продемонстрировать Каиру, что тот по-прежнему остается главным игроком при урегулировании конфликта.
Россия готова оказать Египту помощь, но только в решении проблемы контрабанды оружия, поступающего палестинским боевикам. Кроме того, Москва, по словам Лаврова, "примет деятельное участие в международной конференции по восстановлению Газы, которая пройдет 2 марта в Каире".
Между тем
В Каире глава МИДа России Сергей Лавров и его египетский коллега Ахмед Абуль Гейт подписали соглашение об упрощении выдачи виз гражданам обоих государств. Документ предусматривает новую визовую процедуру для сотрудников министерств, спортсменов, журналистов и деятелей культуры. Также министры подписали план консультаций между внешнеполитическими ведомствами на 2009 год. Президент АРЕ Хосни Мубарак пригласил российского лидера Дмитрия Медведева посетить Египет в июне.