В среду депутаты чешского парламента одобрили Лиссабонский договор, который призван прийти на смену похороненному в 2005 году проекту европейской конституции.
Вчерашний вердикт - первый шаг к разрешению ситуации, которая в глазах многих европейских политиков выглядит парадоксальной. Председательствующая ныне в Евросоюзе Чехия - единственная страна - член ЕС, парламент которой до последнего времени не высказался о новом варианте "евроконституции", а президент Чехии Вацлав Клаус известен как один из самых ярых противников этого документа. По мнению Клауса, договор противоречит чешскому законодательству, угрожает суверенитету страны и, по сути, превращает Евросоюз в федеративное государство. Демонстративное отсутствие на здании президентской резиденции в Пражском Граде официального флага ЕС уже вызвало критику со стороны Брюсселя.
Обсуждение Лиссабонского договора в нижней палате парламента, которое началось еще в апреле прошлого года, неоднократно откладывалось. Если оппозиция в лице социал-демократов выступала за скорейшее принятие документа, то правящая Гражданская демократическая партия (ГДП) настаивала, чтобы депутаты сначала приняли положительное решение по другому "больному" вопросу - о размещении в стране американской системы ПРО. Еще одной причиной прохладного отношения ряда местных политиков к договору стало опасение, что с его ратификацией могут активизироваться выступления судетских немцев, выселенных из Чехословакии после Второй мировой войны и ныне требующих возврата оставленного имущества.
В политических кругах циркулировали слухи о том, что правящая партия все же готова смягчить свою позицию по "Лиссабону" в обмен на поддержку оппозицией размещения в стране американского радара. На попытки Евросоюза "образумить" своевольную страну-председателя та реагировала весьма болезненно. Так, вице-премьер правительства по европейским делам Александр Вондра, выступая недавно в Брюсселе, заявлял о том, что попытки внешнего давления на Чехию в связи с Лиссабонским договором ни к чему хорошему не приведут.
На решение нижней палаты, несомненно, повлияла позиция премьера Мирека Тополанека - тот, высказав в адрес Лиссабонского договора ряд претензий, тем не менее проголосовал "за". Одновременно депутаты приняли специальную резолюцию, согласно которой одобрение договора не может поставить под сомнение послевоенное устройство Чехословакии.
По словам лидера социал-демократов Иржи Пароубека, долгожданный вердикт позволяет депутатам сосредоточиться на других, не менее насущных проблемах, прежде всего на борьбе с экономическим кризисом. Тем не менее "страсти по Лиссабону" в Чехии, по-видимому, далеко не окончены. В апреле ожидается голосование по этому вопросу в сенате (верхней палате парламента). Сенаторы от правящей партии готовы сказать "да" лишь в случае внесения в парламентский регламент изменений, в соответствии с которыми передача Евросоюзу части полномочий Чехии будет возможна с согласия не только правительства, но и обеих палат парламента. Не меньшие трудности ожидаются с ратификацией договора закоренелым "евроскептиком" президентом Вацлавом Клаусом.