Стратегическая программа президента Чечни Рамзана Кадырова по возвращению из-за границы своих соотечественников начала приносить реальные результаты.
Официально порвал с бандитским подпольем специальный представитель главаря чеченских боевиков Докки Умарова в Европе Бухари Бараев. Более он известен как отец Мовсара Бараева, который захватывал в Москве театр на Дубровке. И вот накануне Бараев-старший вернулся домой в Чечню вслед за несколькими бывшими боевиками рангом ниже. При этом Бараев, можно сказать, возвращается демонстративно. Его громкое заявление, распространенное в прессе, было невозможно представить себе еще пару лет назад.
В заявлении говорится: "Скорее всего, шариатский суд Докку Умарова приговорит меня к смерти, но я этого не боюсь... Признаюсь, что в течение целого года, будучи убежденным в правильности избранного мною пути, являлся представителем Докку Умарова в Европе и занимался тем, что отстаивал его интересы в дальнем зарубежье. При этом я наблюдал по сводкам мировых информационных лент за масштабными и позитивными изменениями, которые происходят на родине. Именно по этой причине я пришел к тому, что ранее я глубоко заблуждался, так как разум мой был ослеплен фанатичными идеями. В связи с этим не вижу смысла в противостоянии существующей в Чечне законной власти, которая для возрождения этой республики делает все, что от нее зависит".
Кроме того, Бараев, обращаясь к другим беженцам, говорит: "Если вам нужен джихад, то объединяйтесь со своим народом и начните мирную жизнь. Сегодняшний газават - это строить, возрождать, восстанавливать. Не может быть и речи о воинствующем джихаде в республике, в которой нет противодействия исламу... Я не считаю вас глупее себя и поэтому уверен, что вместе мы объединимся вокруг своего народа. Хватит убивать, грабить, терроризировать".
Это заявление было ожидаемым и даже анонсировано не кем-нибудь, а президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. В интервью нашей газете 10 февраля Кадыров сообщил, что возвращение Бараева не за горами. И все же в это верилось с трудом, тем более после того, как в Австрии в январе этого года произошло демонстративное убийство бывшего эмира Мескер-Юрта Исы Исраилова. В этом преступлении немедленно заподозрили злую волю нынешнего хозяина Грозного. Но Кадыров заявил, что это провокация, направленная как раз против его усилий и реализации стратегической программы по возвращению беженцев.
После возвращения Бараева стало совершенно очевидным, что Кадыров был прав. Похоже, что могут оправдаться и его прогнозы в отношении другого известного заграничного беженца Ахмеда Закаева. Накануне по телефону из Лондона Закаев, хоть и со многими оговорками, заявил, что не видит для себя жизни вне Чечни. Возможность амнистии для него допускают и высокие российские чины. Спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолий Сафонов заявил, что путь амнистии для Закаева не закрыт.
Наши источники среди амнистированных боевиков в Чечне все же осторожно оценили скорое возвращение Закаева из Лондона. По их мнению, пока будет набирать обороты процесс возвращения простых чеченцев, для которых либеральные ценности Европы идут вразрез с традиционными чеченскими. А Закаев вернется, но гораздо позже, когда угроза оказаться в одиночестве станет невыносимой.