Несмотря на то, что знаменитый ветеран ЦДКА согласился на интервью, его супруга Дина Николаевна предупредила, что долгое общение 87-летнему Валентину Александровичу дается крайне тяжело.
Но, приехав в уютную квартиру Николаевых на Соколе, я увидел, что хозяин дома выглядит бодро, на столе разложены семейные альбомы, в которых с самых первых дней - вся жизнь Николаева в большом футболе.
За чаем разговорились о современном ЦСКА и о шансах армейцев в 1/16 Кубка УЕФА в матчах против английской "Астон Виллы".
Российская газета: Валентин Александрович, каковы, на ваш взгляд, шансы на победу у ЦСКА по сумме двух матчей?
Валентин Николаев: Англичане, насколько знаю, идут в первой тройке своего чемпионата, а уровень английской Премьер-лиги всем известен. Чтобы обыграть такую команду, необходимо ее превзойти в главных компонентах - тактике, настрое, индивидуальном мастерстве. Все это у ЦСКА есть. Армейцам удалось сохранить в составе всех ведущих игроков. Важно, чтобы тренерский штаб подвел команду в максимально возможной на это время года готовности к матчам с англичанами. Ведь у тех сезон в разгаре и команда "на ходу". Тем не менее считаю, что нынешнему ЦСКА по силам пройти "Астон Виллу", хотя будет очень нелегко.
РГ: Как восприняли уход из клуба главного тренера Валерия Газзаева? Что можете сказать о его преемнике - Артуре Зико?
Николаев: Начну со второго вопроса. Решение руководства ЦСКА пригласить в клуб на пост главного тренера столь известного специалиста, как бразилец Зико, - свидетельство того, что ЦСКА будет и дальше проповедовать красивый атакующий футбол. Зико был великолепным нападающим, имеет большой опыт, серьезные достижения и как тренер. Могу только пожелать ему удачи. Он пришел в хорошую команду. Комментировать же расставание Валерия Георгиевича с ЦСКА не могу: решение покинуть клуб он принимал сам, согласовывая его с руководством. Со своей стороны могу сказать о Газзаеве только самые теплые слова. И не только потому, что знаю Валеру почти 35 лет, он был одним из ведущих форвардов молодежной сборной СССР, которой я руководил в 1976 году и с которой выиграл звание чемпионов Европы среди молодежных команд. Всегда был целеустремленным и решительным, во многом благодаря этим качествам добился больших успехов и на тренерском поприще. В значительной степени благодаря его усилиям в последние семь лет ЦСКА выдвинулся в ряды лучших команд страны. Со мной можно не согласиться, но лично я считаю "газзаевский" ЦСКА сильнейшим футбольным клубом России последних шести-семи лет по совокупности достигнутых за эти годы результатов. Более того, нынешний ЦСКА чем-то напоминает мне нашу команду, которая в послевоенные годы тоже побеждала чаще других.
РГ: С вашей точкой зрения действительно найдутся желающие поспорить. Например, поклонники "Спартака". Как вы оцениваете, кстати, противостояние армейцев и спартаковцев, которым в минувшем сезоне удалось прервать многолетнюю серию неудач в матчах против ЦСКА?
Николаев: Я категорически против таких терминов, как "противостояние" или "противник", применительно к футболу. Это понятия из несколько иной сферы. Говорю это как человек военный. В футболе было, есть и будет соперничество. Об этом и будем говорить. Не скрою, что у меня, да, думаю, и не только у меня, нынешние взаимоотношения болельщиков двух популярнейших клубов вызывают чувство глубокого сожаления. Откуда и почему это появилось? Ведь в наше время такого не было! В первые послевоенные годы, когда страна приходила в себя после тяжелейшей войны, футбол стал одним из любимейших увлечений народа. На футбол люди ходили семьями, как в театр! На футбольные матчи женщины, которых было очень много среди болельщиков, надевали свои лучшие наряды, красивые шляпки. А мы, футболисты, давали для публики "спектакль". И не имели права народ разочаровывать. Возможно, именно этим и объясняется тот неписаный кодекс футбольной чести, который существовал среди игроков нашего поколения независимо от клубной принадлежности. Да, все мы - армейцы, спартаковцы, динамовцы, торпедовцы - были непримиримыми соперниками на поле, но добрыми друзьями в жизни. И на футбольном поле, и за его пределами относились друг к другу с глубоким уважением. Представить себе даже не могу, чтобы армейцы Всеволод Бобров, Владимир Демин и другие мои товарищи позволили бы себе какие-то нелицеприятные высказывания в адрес спартаковцев Никиты Симоняна, Алексея Парамонова, Игоря Нетто... И наоборот. Более того, в наше время было в порядке вещей помогать друг другу и на футбольном поле. Например, и мне, и некоторым моим товарищам-армейцам доводилось, оставаясь футболистами ЦДКА, выступать... за "Спартак".
РГ: Как это?
Николаев: В 1950-1951 годах, когда мы два года подряд становились чемпионами, а спартаковцы - призерами чемпионата, их команда совершила после окончания чемпионатов страны два зарубежных турне - в Норвегию и Албанию. В состав "Спартака" был включен и я с целой группой моих товарищей по ЦДКА. Так мы оказались в одной команде с Симоняном и его партнерами под флагом "Спартака", но играли и побеждали в интересах не клубных пристрастий, а всего нашего футбола.
РГ: Где же былое "футбольное рыцарство"?
Николаев: Слишком многое изменилось и в жизни, и в футболе. Сейчас футбол во многом перестал быть той игрой, которой мы поклонялись, посвятили свою жизнь. Современный футбол в первую очередь серьезный бизнес, а для некоторых - с откровенными элементами шоу-бизнеса. А это диктует свои правила, свои законы. По этим "правилам" интерес публики должен подогреваться любой ценой. Вот и становятся нормой вещи, неприемлемые для нас, ветеранов, когда не только футболисты и тренеры, но и руководители отдельных клубов позволяют себе неуважительные, если не сказать, провокационные и оскорбительные выпады в адрес соперников. И это все попадает в среду болельщиков. А она к такому восприимчива.
РГ: Валентин Александрович, короткий вопрос: как вы относитесь к трансферам, отъезду наших лучших футболистов в зарубежные клубы?
Николаев: Неоднозначно. Считаю, что этот процесс должен идти цивилизованно. Соглашусь здесь опять же с политикой в этом вопросе руководства ЦСКА. Трансфер любого из ведущих футболистов армейского клуба может быть осуществлен только при заранее согласованной позиции всех заинтересованных сторон при условии, что речь идет о солидном и авторитетном европейском клубе. Куда попало армейцы играть не поедут да и сами не захотят. Если же футболист сумел проявить себя так, что заслужил место в составе ведущего европейского клуба, то такой трансфер можно только приветствовать. Это будет на пользу и ему самому, и его клубу, и престижу нашего футбола.