19.02.2009 04:02
Экономика

Воронежские производители молочной продукции переходят на новые стандарты

Понять, из чего делают самые популярные продукты, стало немногим проще
Текст:  Геннадий Литвинцев Татьяна Ткачёва (Воронежская область)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (4853)
Читать на сайте RG.RU

Два месяца назад в России вступил в силу технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Он обязал производителей быть честными: если напиток сделан из концентрата, воды и масла, называть его молоком нельзя. Однако далеко не все предприятия успели подготовиться к этому "перевороту". В Воронежской области перейти на новые стандарты обещают к концу февраля.

Читаем этикетку?

Итак, если молоко восстановлено из порошка, на упаковке должно быть написано: "молочный напиток". Если в сливочное масло добавлены растительные жиры - это уже "сливочно-растительный спред". Продавать сырные или сметанные продукты под видом натуральных сыров и сметаны - запрещено.
Чтобы соответствовать этим правилам, предприятия должны были еще к 17 декабря 2008 года получить необходимые сертификаты и заказать новую упаковку. Но закон оказался недоработанным, процедура оформления бумаг затянулась…

В Воронежской области, по данным Роспотребнадзора, молоко и молочную продукцию выпускают 37 предприятий. Получить санитарно-эпидемиологические заключения на все виды продукции они должны до 20 февраля (иначе эти виды придется снять с производства). Нарушителей начнут наказывать с марта. Минимальная санкция - штраф в 10 тысяч рублей, максимальная - запрет на выпуск молочной продукции.

Новую упаковку уже заказали все воронежские молокозаводы. Но использовать ее начали лишь пять из них - и то для самых "ходовых" видов продукции. Если тара старого образца, вся обязательная информация о продукте должна быть указана на ярлыке или листке-вкладыше. На каждой упаковке должна быть маркировка и этикетка. На передней стороне тары - название продукта ("кефир" или "напиток кефирный" например). Там же может быть ремарка: "Изготовлено с использованием сухого молока" - производитель не имеет права это скрывать. На этикетке в числе прочих необходимых сведений (масса, срок годности...) указывается полный состав продукта. Обязательную информацию, которая не уместилась на таре, следует вынести на листок-вкладыш.

Такой листок должен лежать, получается, рядом с чуть ли не каждым глазированным сырком местного производства - поскольку новую упаковку для них еще не применяют, а по закону продавцы обязаны доводить сведения о продукте до покупателей. Но в магазинах Воронежа вы это вряд ли увидите.

В лучшем случае вам предложат извлечения из закона о техрегламенте - листок с терминами "молокосодержащий продукт", "масляная паста"… Скоро эти словосочетания должны появиться и на упаковках. Пока же можно встретить, например, контейнеры с творогом и сметаной (или творожным и сметанным продуктом?) почти без опознавательных знаков: на этикетке - цена, вес и логотип магазина.

Полагаться на ценники не советуем ни сейчас, ни в будущем. На них нередко пишут заведомо ложное: "Молоко" (имея в виду молочные напитки и коктейли) или "Йогурт" (маскируя молочно-растительные продукты).

Если верить надписям на упаковках молока, российские производители почти не используют порошок. Но можно ли точно узнать, где натуральный продукт, а где - восстановленный?

На вкус и цвет

Региональное общественное движение "Качество нашей жизни" и воронежская технологическая академия недавно исследовали образцы питьевого молока, произведенного в областях Черноземья. Восемь из девяти проб соответствовали ГОСТу по содержанию жира, плотности и кислотности. Эксперты оценили внешний вид, запах и вкус молока, выстроили образцы по ранжиру. Но определить, пробовали ли они молоко или молочный напиток, - не смогли. Отличить "порошковое" молоко от настоящего почти невозможно: соответствующей аппаратуры нет и в Роспотребнадзоре. Правда, некоторые специалисты полагают, что восстановленное молоко отличается от цельного сладковатым привкусом, и чем порошка больше, тем слаще напиток.

Местные производители уверяют, что используют в основном цельное молоко. "Мы работаем с частными фермерскими хозяйствами своего и соседних районов. Раньше еще закупали цельное молоко в Ростовской области и порошковое - у зарубежной компании. К слову, продукт из порошка дороже, чем цельное молоко. Одно дело просто стерилизовать молоко и разлить его в тару, а другое - сгустить, высушить, просеять, восстановить… И мы полностью переключились на местных производителей. Этой зимой можем выпускать сто тонн цельномолочной продукции в сутки из "своего" молока", - заверил руководитель россошанской фирмы.

Представитель молокозавода из Каменского района сообщил: "Сокращение дойного стада на сельхозпредприятиях было основательным, и большинство селян, оставшись без работы, начали развивать личные подсобные хозяйства. Мы организовали более 20 пунктов сдачи молока в близлежащих районах - привлекли более 750 подворий. И молоко, поступающее от них, по ряду показателей лучше, чем продукция больших хозяйств. Мы и один завод из Воронежа начали выпускать новый продукт: "Молочный напиток пастеризованный". Покупатель к нему пока не привык. Хотя по качеству продукт вполне удался".

Компетентно

Людмила Голубева, завкафедрой технологии молока и молочной продукции воронежской технологической академии:

- Сушка молока - нормальный технологический процесс, это всего лишь удаление влаги. И потребитель сам никогда не заметит разницы между цельным и правильно высушенным молоком. Но если написать на упаковке: "Молочный напиток", многие потребители от него откажутся. Между тем необходимость использования порошка - следствие сезонности в производстве цельного молока в России. Летом его больше, зимой меньше. Современные технологии в животноводстве позволяют получать достаточный объем молочной продукции круглый год. Но пока потребителям, на мой взгляд, не следует отказываться и от "молочного напитка". Лишь бы цены были приемлемыми.

Николай Дегтярев, председатель исполкома общественного движения "Качество нашей жизни":

- По данным Молочного союза России, 87 процентов общего объема молока, выпитого россиянами в прошлом году, было изготовлено из цельного сырья. И лишь 13 процентов пришлось на восстановленное молоко, или "молочный напиток". Но это с учетом Дальнего Востока и Севера, где почти все молоко делается из порошка. В нашем регионе цельного молока используется, конечно, больше. В идеале все хотели бы круглый год пить молоко "из-под коровы". Но пока это нереально, нельзя дискредитировать продукт из сухого молока, если он соответствует стандартам качества. Мы и так пьем гораздо меньше молока, чем предписано медициной.

Николай Шумский, директор ГУ "Воронежская областная ветеринарная лаборатория":

- Техрегламент на молоко принят потому, что мы стремимся к европейским стандартам качества. Как член рабочей группы по вступлению России в ВТО могу сказать: в Европе принято декларировать все химические вещества, использованные при создании продукта. Пестициды, антибиотики, антигельминтики… У нас это пока невозможно. И если на Западе развита система оценки продуктов по запаху и вкусу, то в России этому придают не очень большое значение. Да, здесь есть лаборатории, но экспертов не готовят так тщательно, и все очень субъективно!

Дословно

Каким должно быть питьевое молоко
(из ГОСТа Р 52090-2003)

Внешний вид: непрозрачная жидкость. Для жирных и высокожирных продуктов допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании.

Консистенция: жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая, без хлопьев белка и сбившихся комочков жира.

Вкус и запах: характерные для молока, без посторонних привкусов и запахов, с легким привкусом кипячения. Для восстановленного и рекомбинированного допускается сладковатый привкус.

Цвет: белый, равномерный по всей массе, для топленого и стерилизованного - с кремовым оттенком, для обезжиренного - со слегка синеватым оттенком.

Товары и цены Воронежская область Центральная Россия