Три тысячи рублей и десять литров спирта - все, что получила семья Романовых за квартиру стоимостью более миллиона. Центральный суд Новосибирска вынес приговор Олегу Атапину и Сергею Щербинину, переселявшим алкоголиков и психически больных людей из центра Новосибирска в заброшенные села.
…Сергей Юдин, хозяин трехкомнатной квартиры на улице Гоголя, весной 2006-го решил подыскать себе жилье поскромнее - ему нужны были деньги на погашение кредитов и долгов за коммунальные услуги. Обратился в агентство и стал спокойно ждать, пока ему найдут новую квартиру, как вдруг в один прекрасный день в гости пожаловали… двое сотрудников уголовного розыска Дзержинского РУВД. Во всяком случае, именно так они представились. Предъявили удостоверения (конечно же, фальшивые), вывели на улицу, усадили в машину и начали рассказывать невероятные вещи. Говорили, что те риэлторы, к которым он обратился, - преступники. Что Сергею и его подруге грозит опасность. Что милиция готова приобрести у него квартиру, а если он не согласен, то "закроют в подвале с зеками, где его немедленно изнасилуют". От таких перспектив голова кругом пошла бы и у самого здравомыслящего человека. Сергей же, страдающий умственной отсталостью, способность сопротивляться утратил моментально - в квартире, где его заперли, он подписал все необходимые документы, в том числе расписку в получении полутора миллионов рублей, и оказался в селе Дорогино Черепановского района. Там его вселили в комнатушку, дали пять тысяч рублей и запретили появляться в Новосибирске. Любопытно, что "сотрудники милиции" новый паспорт Сергею Юдину (старый был у риэлторов) оформили в кратчайшие сроки - видимо, обошлось не без связей. Квартира Юдина была продана, и сейчас он через суд требует с Атапина и Щербинина ее стоимость.
За серию подобных мошенничеств Олег Атапин осужден на пять лет и девять месяцев колонии, Сергей Щербинин - на пять с половиной. Сергей Юдин оказался в деревне одним из последних - квартирный дуэт задержали в июле 2006 года, тогда как их первые эпизод датированы еще 20004-м. "Я объезжал район, разглядывая дома, - рассказывал в суде Олег Атапин. - Обращал внимание на грязные, разбитые и затянутые парниковой пленкой окна. Затем выяснял в Горводоканале и у энергетиков, сколько задолжали хозяева"... После этого в неблагополучные, чаще всего - в крепко пьющие семьи приходили молодые люди, предлагающие разменять квартиру на меньшую, погасить задолженность и разжиться доплатой. Как правило, они представлялись сотрудниками ЖЭУ - хотя плохо соображавшим хозяевам было, собственно, все равно, кто эти "благодетели". По словам Атапина, он никого не обманывал, это был честный бизнес, "убитые" квартиры ремонтировались и продавались немного дороже, на этой разнице и удавалось зарабатывать. Однако у суда сложилось иное мнение - "подсудимые завладевали чужим имуществом путем обмана, не собираясь исполнять данные обещания, а также спаивая потерпевших", сказано в приговоре. Не осознавая, что происходит, люди писали расписки на крупные суммы, на самом деле не получая ни копейки, - риэлторы убеждали их, что расписки - "пустая формальность". Но если большинству жертв доставалась взамен благоустроенных квартир хоть какая-то крыша над головой (пусть в селе, без воды и электричества), то одному из потерпевших, Евгению Иванову, "повезло" еще меньше. С 2004 года он бомж - "продав" ни за грош долю в квартире на улице Пархоменко, он теперь ночует в сарае вместе с таким же бродягой, а посулы предпринимателей купить бедолаге комнату оказались пустыми.
Кстати, для достижения цели парни не брезговали ничем. Чтобы вывезти в село алкоголичку с маленьким сыном, Сергей Щербинин, почти как Остап Бендер, оформил с ней фиктивный брак. Иначе получить согласие органов опеки и попечительства было бы крайне затруднительно. И если до удачного "замужества" гражданка с педагогической фамилией Макаренко жила с ребенком в центре Новосибирска, то после оказалась в полуподвальном помещении на левом берегу, а затем и вовсе переехала в село. По данным следствия, ей нанесен ущерб более чем в сто тысяч рублей, однако сама "супруга" Щербинина претензий к благодетелям не имеет - ведь они бы обязательно рассчитались с ней, если бы не попали за решетку. Кстати, под стражей подсудимые провели уже почти три года. И вскоре вполне могут оказаться на свободе - так что пора стеклить и мыть окна, если не хотите однажды увидеть на пороге нежданных гостей.