19.02.2009 02:00
Спорт

Алексей Вербов: Одни называют Баньоли отличным тренером, другие - тираном

Один из лучших либеро в мировом волейболе Алексей Вербов мечтает выиграть Олимпиаду если не игроком, так тренером
Текст:  Михаил Харламов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4852)
Читать на сайте RG.RU

Накануне мужская и женская сборные России узнали своих новых наставников.

Как и ожидалось, первых к новым победам как минимум в течение ближайших двух лет будет вести итальянский специалист Даниэле Баньоли. А лучшие российские волейболистки теперь будут выступать под руководством Владимира Кузюткина.

Вечером того же дня корреспондент "РГ" позвонил одному из лидеров мужской сборной страны, либеро одинцовской "Искры" Алексею Вербову, чтобы узнать мнение игрока о новом главном тренере национальной команды и о перспективах сборной в ближайшем будущем.

Как ни странно, решение президиума Всероссийской федерации волейбола Алексей еще не знал и первым делом спросил: "А задачи на ближайшие турниры нам уже поставили?" "Задачи есть, - говорим мы. - Выиграть чемпионат Европы в Турции и добраться до финала на мировом первенстве". Вербов ответил: "Нормально. Вполне по силам".

Российская газета: Алексей, вы знакомы с Баньоли?

Алексей Вербов: Только поверхностно, на уровне "привет-привет". По словам ребят, выступающих у него в "Динамо", Даниэле - сильный специалист, который способен помочь сборной.

РГ: Что в первую очередь отмечают в нем динамовцы?

Вербов: Тут все зависит от настроения. Один день они говорят, что Баньоли просто отличный тренер, а на следующий день называют его тираном. (Смеется.) Это ведь на самом деле никакой не показатель, а лишь слова. По себе знаю. А вот его результаты действительно подтверждают, что он наставник высочайшего уровня. Помимо всех побед Даниэле в Италии он за те два года, что работает здесь, успел доказать свою состоятельность. Выигрыш чемпионата России и Кубка - лучшее тому доказательство. А известно, кто станет его помощником?

РГ: Пока нет, но, по заверениям ВФВ, это будет русский специалист.

Вербов: Я не зря на этом акцентирую внимание. Поверье, наличие в тренерском штабе соотечественника очень важно. Объясню почему. За 30-секундный перерыв во время матча Баньоли в одиночку наверняка не сможет до конца донести игрокам свою мысль из-за незнания языка. В этом случае его помощник должен находиться с ним как бы на одной волне. То есть не переводить каждое слово, для этого можно нанять переводчика, а понимать философию наставника, понимать тот вектор движения, по которому он хотел бы направить команду в конкретный момент.

РГ: Вас не удивило, что в выборах участвовал один Баньоли?

Вербов: Думаю, это обусловлено тем, что результат был в принципе известен заранее. И, наверное, это хорошо. Колчин и Шипулин наверняка понимали, кого в итоге назначат. И я согласен с тем, что Даниэле - отличный вариант.

РГ: У нас есть свои специалисты, способные добиваться самых высоких результатов?

Вербов: Наверное, мне не очень удобно рассуждать на эту тему... Конечно, в России есть хорошие тренеры. Другое дело, что у каждого специалиста, как и у каждого человека, есть свои слабые стороны. Возьмем того же Геннадия Яковлевича (Шипулин. - Прим. авт.). Его присутствие в сборной пусть и не главным тренером, я вас уверяю, никогда бы не помешало национальной команде. На мой взгляд, он всегда должен входить в штаб первой команды страны. В плане создания атмосферы, поддержания климата, решения организационных вопросов и т.д. ему просто нет равных. Далеко не каждый иностранец, пусть он даже будет супертактиком, сумеет добиться с российскими игроками такого взаимопонимания и, самое главное, максимального эффекта. Экс-наставник женской сборной Джованни Капрара наглядно доказал это. Выиграв с нашими девушками чемпионат мира и подтвердив тем самым звание тренера высочайшего уровня, он уже через год проваливается на Олимпиаде в Пекине. И эта неудача стала следствием того, что у него начались проблемы с русской женщиной. А это еще более сложно, чем не найти общего языка с нашим мужиком. Иностранный специалист подходит к делу как профессионал, а нам иногда надо напоминать о патриотизме, о том, что мы играем за свою страну. Еще раз повторю: в команде должен быть человек, с помощью которого осуществлялся бы контакт между тренером и игроками. Проще говоря, помочь Баньоли - значит понять его.

РГ: Кстати, сам итальянец после своего назначения заявил, что у лучших российских игроков сегодня есть все для того, чтобы выиграть любой турнир. Согласны с этим?

Вербов: В какой-то мере да. За то время, что выступаю я, подобного шанса реализовать свои возможности, который предоставляется России в новом олимпийском цикле, у нее еще не было. Столь высоким потенциалом, таким количеством молодых перспективных игроков, уже успевших пройти чемпионат мира и Пекин-2008, мы раньше не могли похвастаться. Загибайте пальцы: Михайлов, Гранкин, Бережко, Волков... да многих можно назвать. И я вроде бы не такой уж старый. Полтавский, Косарев, Кулешов, Козаков - опытные игроки, тоже способные помочь национальной команде в новом цикле.

РГ: Так чего же не хватило нам в последние два года? Молодые были, еще не обкатанные?

Вербов: Проигрыш в финале домашнего чемпионата Европы, поражение на Олимпиаде от американцев - причина этих неудач прежде всего психологическая. Мое мнение: в команде обязательно должны быть психологи, постоянно. Вопрос техники для нас не стоит так остро, как вопрос волевой устойчивости. В Пекине мы уступили сборной США только из-за неуверенности. Говорю об этом со всей откровенностью. Многие не верят в то, что психологи необходимы в команде, а я верю. Другие пусть думают как хотят. Подобное у нас раньше не практиковалось, и считаю, что это ошибка. И ведь для этого нужны не такие уж большие затраты. А риска проиграть в этом случае уж точно будет меньше. Особенно с тренером-иностранцем.

РГ: Теперь я понимаю, почему бывший наставник сборной Владимир Алекно называл Вербова "волейболистом тренерской мысли".

Вербов: Мы не раз с ним говорили об этом. Мне эта стезя действительно очень интересна. Надеюсь еще лет десять поиграть, а дальше, вполне возможно, займусь тренерской деятельностью. Может быть, к тому времени я и остыну к волейболу, захочу куда-нибудь уехать и больше не видеть этот мяч никогда. Но сейчас меня очень привлекает работа тренера. Если вдруг не судьба выиграть Олимпиаду в качестве волейболиста, то, может быть, на тренерском мостике это удастся.

РГ: Значит, заявку в ВФВ подавать будете?

Вербов: Обязательно. Когда в кандидатах на пост главного в женской сборной еще не было ни Панкова, ни Кузюткина, мы с супругой шутили: может, мне стоит попробовать свои силы? У меня в тот момент была травма и свободное время имелось. Думаю: "Спина эта достала, может, правда заявиться?" (Смеется.)

РГ: Рецидивы мучают?

Вербов: Думаю, бывают ребята и поздоровее. Раз в год нужен отпуск- две недели, чтобы съездить с семьей на море, потом еще две недели минимум на залечивание старых болячек. У игроков сборной такой возможности нет. В этом году буду разговаривать с тренерским штабом национальной команды, чтобы мне дали время на восстановление, иначе могу до осеннего чемпионата Европы просто не доиграть.

Справка "РГ"

Либеро в волейболе - специальный игрок в составе команды, выполняющий только защитные функции. Основная задача либеро - прием подач и атакующих ударов соперника, подбор сбросов и отскоков от блока.

Волейбол