20.02.2009 07:00
Экономика

Генпрокуратура проверит "Сибирь" за отказ перевозить инвалида

Генпрокуратура проверит, почему инвалида по зрению не пустили на борт самолета
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4854)
Читать на сайте RG.RU

Слепого инвалида Павла Обиуха не пустили на борт самолета авиакомпании "Сибирь", сославшись на внутреннюю инструкцию.

Ситуация, на первый взгляд, настолько возмутительная, что ей заинтересовалась Генеральная прокуратура, которая намерена провести проверку случившегося. Официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева к тому же подчеркнула, что у прокуратуры ранее уже были претензии к авиакомпании "Сибирь".

- В ходе проверки мы выясним также, почему не были устранены нарушения закона, выявленные прокуратурой во внутриведомственных документах, - отметила Гриднева.

Сам же Обиух намерен судиться с "Сибирью". Свой моральный ущерб он оценивает в один миллион рублей.

Павел рассказывает, что все произошло в аэропорту Домодедово, куда он прибыл, чтобы отправиться в командировку в Казань. Однако в самолет его не пустили, сославшись на то, что слабовидящий человек должен находиться на борту в присутствии сопровождающего или собаки-поводыря. Самолет улетел без инвалида, а Обиух купил билет другой авиакомпании и благополучно улетел в Татарстан, причем без помощника и собаки. Кстати, с "Сибирью" уже судились, и успешно. В прошлом году Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой в связи с отказом допустить ее на борт самолета без сопровождающего лица.

- К сожалению, и в отношении слепых это не первый случай бездушия, которое проявляют вроде бы респектабельные авиакомпании, - рассказал "РГ" президент Всероссийского общества слепых Александр Неумывакин.

- В Англии не пустили на борт члена правления Европейского союза слепых. Такая же история случилась в Италии. Не буду спорить: передвигаться в аэропорту незрячему человеку без сопровождения очень тяжело. Поэтому насколько инвалидам будет комфортно, зависит от обслуживающего персонала. В цивилизованных местах незрячим предлагают коляску и подвозят их прямо к трапу самолета. Все зависит от людей, которые работают в компании. Понятия милосердие и добропорядочность никто не отменял. Ведь это совсем не тяжело - проводить человека по трапу и посадить в кресло. Я много летаю по миру: таких случаев единицы. Ни о каких запретах не знаю. Уважающие себя компании, наоборот, предоставляют инвалидам более удобные по сравнению с другими пассажирами условия: например, места ближе к запасному выходу.

Между тем в федеральных правилах авиаперевозок все же дословно сказано, что "для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку, в частности, несопровождаемого пассажира, лишенного зрения и/или слуха, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика". А также есть напоминание о том, что "пассажир, лишенный зрения и/или слуха, перевозится с сопровождающим лицом или без сопровождающего под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика".

На сайте авиакомпании "Сибирь" тоже специально оговорен перелет слепых пассажиров: "Пассажир с отсутствием зрения (слуха) перевозится с сопровождающим лицом или (для пассажиров с отсутствием зрения) в сопровождении собаки-поводыря, на которую должен иметься сертификат о специальном обучении. При перевозке пассажира с отсутствием зрения в сопровождении собаки-поводыря агент перевозчика при бронировании этому пассажиру места на борту воздушного судна или при оформлении ему пассажирского билета должен информировать перевозчика о перевозке такого пассажира, с целью оказания ему помощи при регистрации в аэропорту отправления и доставке его к воздушному судну и от воздушного судна в аэропорту назначения". Павел Обиух утверждает, что предупредил перевозчика о своей инвалидности при покупке билета. Но была ли ситуация "согласована", еще предстоит выяснить.

А вот правила крупного западного перевозчика - компании British Airways. Дословно перевод выглядит так: "Если вы инвалид, вы нас предупредите: мы постараемся помочь" (но не гарантируем).

Авиатранспорт Следствие Генпрокуратура