25.02.2009 06:00
Культура

"Миллионер из трущоб" собрал урожай "Оскаров"

Репортаж нашего специального корреспондента с 81-й церемонии вручения "Оскара"
Текст:  Марина Очаковская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4855)
Читать на сайте RG.RU

Представьте себе детективщика, приступающего к написанию романа, и не знающего, кто будет убийцей, или художника, смешивающего  краски безо всякого понимания, что он будет писать. Так и у нас, журналистов: до открытия конверта не знаешь,  кто будет главным героем, кто войдет в комнату прессы, прижимая к груди статуэтку.  

Ищем интригу! Каждый год! Все что угодно, но чтобы было известно заранее. Ну, например… над Лос-Анджелесом всегда сияет солнце, а в этом году - погода пасмурная, что намекает... Cловно сжалившись над журналистской братией, судьба подбросила нам небольшой, но милый скандальчик: в Интернете появился некий список оскаровских победителей, напечатанный на бумаге с грифом Киноакадемии и за подписью ее президента Сида Ганиса. Список был оформлен в виде письма Ганиса к высшим должностным лицам Академии и сопровождался просьбой хранить его в секрете. Весть разнеслась мгновенно и была подхвачена всеми основными новостными сайтами, начиная с Би-Би-Си. Ганис конечно же немедленно объявил о фальшивке, с пространными заявлениями выступила и директор коммуникаций академии Лесли Ангер. Но когда, пользуясь давними добрыми отношениями, я позвонила ей за подробностями, звонок она не вернула. Все знают, что процедура подсчета не предусматривает предварительного ознакомления руководства с результатами, что все это очень похоже на розыгрыш, но ситуация как в том анекдоте: ложки нашлись, а осадок остался.  Вот и пришлось ждать, пока не откроются эти самые заветные конверты.

Первый же из них снял все сомнения - вместо фигурировавшей в липовом списке победительницы в категории женской роли второго плана Эми Адамс (фильм "Сомнение"), заветную стауэтку получила Пенелопа Круc. Роль Марии Элены в фильме Вуди Аллена  "Вики Кристина Барселона", наверное, не самая лучшая в карьере актрисы, достаточно вспомнить ее замечательные работы в фильмах Альмадовара, но академики сочли ее лучшей в категории, где только одна Мариса Томей уже получала "Оскара" ("Мой кузен Винни"), а три остальные - Эми Адамс, Виола Дэвис ("Сомнение") и Тарахи Хенсон  ("Загадочная история  Бенджамина Баттона") никак не превосходили Круз в мастерстве.              

После получения заветной статуэтки, актриса часть своего выступления произнесла по испански, а в пресс-комнате заявила, что посвящает этот приз всем актерами и людям Испании и пояснила, что кино не может оставаться больше чисто американским и что всех нас обьединяет один  язык,  язык  киноискусства.

В категории мужской роли второго плана был один всеобщий фаворит - умерший в прошлом году Хит Леджер. С ним конкурировали такие суперзвезды, как Филип Сеймур Хофман("Сомнение") и Роберт Дауни-младший ("Тропический шторм"), и просто хорошие актеры Джош Бролин ("Харви Милк"), а также Майкл Шаннон ("Дорога перемен"), но решающее слово оказалось за судьбой - после "Горбатой горы" Леджер стал надеждой Голливуда, и его потеря до сих пор ощущается очень остро. 

Неожиданностью оказался выбор академиков в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Там было два явных фаворита: французский "Класс" и изральский "Вальс с Баширом". Эти две ленты собрали кучу европейских призов, включая каннскую Золотую пальмовую ветвь ("Класс"),  оба выглядели достаточно новаторски и затрагивали остро политические темы. Однако в итоге приз был вручен изящному, но маловыдающемуся японскому фильму "Проводы" (режиссер Йохиро Такита), главный герой которого, безработный виолончелист, устраивается в морг обмывать трупы. 

Вот где уж была интрига, так это в категории главной женской роли.  Да, конечно, Энн Хатэуэй ("Рейчел выходит замуж") еще молода, и сама призналась, что попала в пятерку неожиданно для себя. Да, конечно, Мелисса Лео ("Замерзшая река") звездой не является и вообще известна мало кому. Да, конечно, несмотря на большой талант и потрясающую внешность, Анжелина Джоли, как и ее муж Брэт Питт, в последнее время больше известны как герои светской и социальной хроники. Но оставались две замечательные актрисы, шансы которых расценивались пятьдесят на пятьдесят. 

Мерил Стрип, признанная лучшей живущей актрисой мира, была номинирована в этом году в шестнадцатый (!) раз. По количеству номинаций она далеко обогнала всех актеров всех времен, а вот золотую статуэтку получала всего дважды, причем, в последний раз в доисторические уже восьмидесятые годы за фильм "Выбор Софи". В хорошем фильме "Сомнение" она сыграла блистательно роль монахини и вполне могла надеяться на награду. 

Но в этом году номинировалась другая превосходная актриса, британка Кейт Уинслет, которая входила в финальный пул пять раз и ни разу не побеждала. За сильно сыгранную роль нацисской надсмотрщицы в фильме "Чтец" она могла быть номинирована по категории второго плана, и тогда у нее бы не было соперниц вовсе. Так и произошло на "Золотом Глобусе". Но академики решили, что эта роль относится к главным, и интрига завязалась в тугой узел. На стороне Уинслет кроме несомненного таланта была еще и такая тяжелая артилерия, как легендарный продюсер Харви Вайнстин, восстающий из пепла аки птица Феникс - несколько лет назад он продал свою студию "Мирамакс" и метался в поисках новой взлетной площадки. Похоже, он ее не только нашел, но уже и обустроил - "Оскар" отошел к Кейт Уинслет. 

Будучи поклонницей режиссерского таланта ее мужа Сэма Мендеса и твердо уверенной, что он снял в этом сезоне замечательный, пронизанный чеховским духом фильм "Дорога перемен", где Уинслет и Ди Каприо сыграли свои лучшие роли (фильм был напрочь обойден вниманием академиков), я спросила ее, собирается ли она продолжать работать в фильмах мужа.  

- Он высокопрофессиональный человек и работать с ним - одно удовольствие. Что касается будущих планов, то я пока воздержусь от них, посмотрим.

- Ну и чисто женский вопрос: как Мендес реагировал на откровенные сцены, в которых его жена должна была играть. Все-таки, Леонардо - один из секс-символов планеты и окрестностей.

- Ну я же сказала, что Сэм - высокопрофессиональный человек. Профессионально и относился.  

В номинации на лучшую главную мужскую роль собрались действительно блестящие актеры. Признанным фаворитом здесь был Мики Рурк, сыгравший главную роль в фильме "Борец". Потрясающая достоверность достигалась тем, что Рурк, собственно говоря, играл свою судьбу. Блистая в семидесятые-восьмидесятые, Рурк утонул затем в скандалах, связанных с наркотиками и алкоголизмом, пытался переломить судьбу, став профессиональным боксером, но после нескольких травм только усугубил свои несчасться. И вот теперь вернулся в большое кино с ролью вышедшего в тираж профессионального борца, который сумел вернуться в профессию. Вместе с Рурком номинированы были Брэд Питт ("Загадочная история  Бенджамина Баттона"), Фрэнк Ланджелла, наконец-то нашедший в роли Никсона ("Фрост / Никсон") лучшее применение для своей тяжелой мрачной органики, чем в бесчисленных ролях шпионов и гангстерских боссов, и Ричард Дженкинс ("Посетитель"), тоже вырвавшийся из стереотипа добропорядочных простаков. Ну и, конечно же, один из лучших актеров сегодняшнего американского кино - Шон Пенн ("Харви Милк"), который, в итоге, и получил статуэтку за роль гея-активиста Харви Милка, убитого в Сан-Франциско около тридцати лет назад. В шутку Пенну предрекали победу, потому что все гетеросексуальные актеры, игравшие главные роли гомосексуалов - и Том Хенкс в "Филадельфии", и Уильям Харт в "Поцелуе паучихи" - выигрывали. Так почему такой превосходный артист как Пенн должен сломать традицию? Шутки шутками, но левый активист Пенн действительно стал победителем. Это уже его второй Оскар, первый он не так давно получил за "Таинственную реку". 

За кулисами  Шон говорил о политической значимости фильма и о роли, которая  близка политической стороне его характера.

- Это действительно так, хотя, если вдуматься, что политического в желании равных прав для всех людей. Это больше даже относится к человеческой природе. Если истребить в ней ненависть к чужому и заменить пониманием того, что мы хотя и разные, но очень близки друг другу, то вот и вся политика. Сейчас наши лидеры по всякому стараются избежать таких острых наболевших вопросов. Но время пришло, и на них надо отвечать.

Настоящим триумфатором стал британско-индийский фильм "Миллионер из трущоб" (британский режиссер Дэнни Бойл) - победы в 8 категориях, причем, в двух самых главных: "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". История юноши, выросшего в трущобах Бомбея (нынче - Мумбаи) и попавшего в игру "Кто хочет стать миллионером", где он выиграл двадцать миллионов рупий, основываясь не на книжных знаниях, а на жизненном опыте - произвела сенсацию. Фильм стоил всего 7 миллионов фунтов стерлингов и мог бы  прямым  выходом попасть на DVD, минуя кинотеатры. Но дистрибьютор Fox Searchlight разглядел в нем потенциальные возможности - и не проиграл. Фильм обогнал таких титанов, как  "Загадочная история Бенджамина Баттона" (Paramount and Warner Bros), "Фрост против Никсона"  ( Universal), а  также "Харви Милк" и "Чтец".

Несмотря на экзотику и непривычную стилистику, фильм оказался стопроцентно голливудским. Это как реалити шоу, где на самом деле шоу есть, а реальности ноль. Вокруг всякие социальные страхи, но выражаются они в столь родных лав-стори и триллере, что не кажутся чуждыми. А если учесть, что история фильма - индийская, точнее - болливудская, а съемочная группа - британская, то на стыке культур в результате мы получили неожиданный блокбастер, милый сердцу американцев. Тут тебе и сиротки, и любовь, и убийства, и плутовство, и счастливый-счастливый конец, где даже убийство брата главного героя воспринимается как залог будущего благоденствия.  

В пресс-клубе, где Бойл давал интервью, его спросили, как он сумел снять такие разные лав-стори как "28 дней спустя" и "Миллионер из трущеб".

- Честно говоря, у меня про любовь раньше не очень получалось, но здесь мне показалось, что любовь - это такая же часть игры, часть шоу. Она спрятана, она в глубине, и это делает ее гораздо интереснее, чем вопрос, кто хочет быть миллионером, потому что, на самом деле, это игра "Кто хочет быть счастливым". И вот это, мне кажется, дало лав-стори удачный поворот.

- Вы привезли всех исполнителей главных ролей, а это по три исполнителя на три роли, герои проходят возраст от пяти-шести до восемнадцати-двадцати лет. 

- Да мы решили, что это для них будет замечательный жизненный опыт. Имейте в виду, что часть из них - дети вполне обеспеченных родителей, а часть - настоящие дети мумбайских трущеб, и для них приезд сюда - не только возможность пройти по красному ковру, но и пожить нормальной жизнью. Мы очень благодарны дистрибьюторам, что они нашли деньги, чтобы привезти всю нашу ораву сюда.

За дистрибьюторов можно не беспокоится, похоже, что разорение  им не грозит - после сегодняшнего триумфа фильм будет нарасхват и принесет очень хорошие барыши. Детки же, одетые во фраки, замечательно чувствовали себя на красном ковре и раздавали интервью направо и налево.

Следует упомянуть еще об одной интриге. В этом году до последнего момента не было известно, кто из номинантов будет на Оскаровской церемонии. В итоге ими оказался весь цвет Голливуда, от легендарных Софи Лорен и Ширли Маклейн до Николь Кидман и Марион Котийяр, от сэра  Энтони Хопкинса и Майкла Дугласа до Роберта Де Ниро и  Адриена Броуди.

Кино и ТВ