Накануне праздничных выходных в Санкт-Петербурге прошли выборы председателя Конституционного суда. Им в четвертый раз стал Валерий Зорькин.
Первый председатель Конституционного суда возглавил его в третий раз подряд: начиная с 2003 года его коллеги, 18 судей, рейтинговым голосованием отдавали именно ему большинство голосов. И если долгое время казалось, что именно срок первого председательства Валерия Зорькина, с 1 ноября 1991 по 6 октября 1993 года, будет самым ярким и запоминающимся, то сейчас уже понятно, что можно говорить о целой эпохе Зорькина в истории КС.
Сейчас даже странно вспомнить, что возвращение его на пост председателя заставляло по крайней мере год ожидать от него таких же действий, как в 1993 году. Сам Зорькин тогда на многочисленные провокационные вопросы реагировал с юмором. Конечно, изменилась и роль Конституционного суда: в 90-е годы его постановления буквально "затыкали" прорехи в фундаментальных основах законодательства, теперь же, в 2000-е, когда кодексы из Думы стали выносить почти что пачками, судьи КС все чаще стали заниматься работой над ошибками законодателей.
В общем, от большой политической истории перешли к политике маленьких добрых дел, ведь теперь КС политикой не занимается.
Даже переезд в Питер, а только к мысли об этом судьи привыкали несколько лет, не смог подорвать уважения к профессиональным качествам действующего главы КС. В минувшую пятницу Зорькин получил 14 голосов - это максимальное большинство. Правда, голосование проходило в два тура: в первом коллеги отметили в бюллетенях не только председателя, но также его зам преда Ольгу Хохрякову, а также судей Сергея Казанцева и Сергея Маврина. Ольга Хохрякова, как только стали известны результаты, взяла самоотвод, и Валерий Зорькин пошел на третий срок.
Конечно, когда победитель известен, все остальные нюансы кажутся не важными. Однако итоги голосования любопытны в данном случае именно в отношении непобедивших. Как бы ни хотели сами судьи КС проявлять объективность и профессиональную солидарность, все равно они делятся на "новеньких" и "стареньких", причем среди последних самые уважаемые - это судьи, назначенные в 1991 году. Так вот, среди трех остальных номинантов на пост председателя их нет. А Сергей Казанцев (назначен в 2002 году) и Сергей Маврин (назначен в 2005 году) и вовсе судьи так называемого "путинского призыва". Впрочем, на сегодняшний день в КС уверены, что решили все свои оргвопросы и не хотят отвлекаться на дискуссии о том, что могло бы быть.