На свободу информации наложено вето. Столь беспрецедентный шаг предпринял министр юстиции Великобритании Джек Стро, запретивший обнародовать протоколы судьбоносного для мира заседания правительства Тони Блэра от 17 марта 2003 года. В тот день Британия приняла решение совместно с США участвовать в войне с Ираком.
Что именно говорил на этом заседании Тони Блэр? Кто из членов его кабинета голосовал "за" и кто "против" ? Как вел себя на заседании тогдашний "второй" человек в правительстве, а ныне премьер Гордон Браун? Наконец, в самом ли деле тогдашний генеральный прокурор лорд Голдсмит подтвердил законность военных действий без санкции Совбеза ООН? До сих пор британцы так и не получили ответы своего правительства на эти вопросы.
Но вот час пробил. В преддверии запланированного на конец июля полного вывода британских войск из Ирака лидеры оппозиции потребовали от Гордона Брауна провести независимое расследование иракской военной кампании. Глава либеральных демократов Ник Клег заявил, что кабинет не должен завершать войну так же, как ее начинал, - "тайно, без объяснений и за закрытыми дверями". Браун начал было вяло сопротивляться, уверяя, что расследование на данный момент преждевременно. Однако в конце января Судебная палата по информационным спорам обязала его правительство опубликовать протокол заседания, на котором было принято решение о вторжении в Ирак. Судьи решили, что, невзирая на конфиденциальность этой информации, в интересах общества она должна быть предана гласности.
Иначе, однако, решил министр юстиции Соединенного Королевства. Поставив на кон личную популярность и авторитет маститого госдеятеля, Джек Стро нажал на кнопку, которая прежде никогда не применялась - он использовал свое министерское право "вето". Такое право прописано в приложении к Акту о свободе информации. Оно может быть использовано, когда "серьезный ущерб" от обнародования секретных материалов перевешивает общественный интерес к этим документам. Стро заявил, что решение далось ему нелегко, но публикация протоколов помешала бы министрам в дальнейшем свободно обсуждать сложные и деликатные вопросы. И таким образом сказалась бы на эффективности работы исполнительной власти. При этом британский министр юстиции высказал чрезвычайно эластичное кредо, которое без промаха может разить наповал любые впредь возникающие проблемы со свободой и гласностью. "Нужен баланс между открытостью и поддержанием работоспособности демократического правительства", - заявил Джек Стро.
Решение министра юстиции, впрочем, не является последней инстанцией. Его еще должно утвердить правительство в полном составе. Но почему-то верится, что оно его утвердит.
Вето на публикацию протоколов заседания блэровского кабинета вызвало в Британии бурную реакцию протеста. Подозрения в сокрытии носят адресный характер. Так, британцы склонны полагать, что отказ в публикации протоколов служит для спасения репутации Гордона Брауна. Тот якобы выступил с "пространным и страстным" заявлением в поддержку стратегии Тони Блэра, хотя прежде был весьма скептичен в отношении войны.
Весьма странно выглядит вето министра юстиции и с учетом того деликатного обстоятельства, что он сам был при Блэре министром иностранных дел. А стало быть, принимал непосредственное участие в решении внешнеполитических вопросов, включая Ирак.
Наконец, еще подозрительнее стала выглядеть после наложения "вето" история с "докладом Голдсмита". Именно доклад генпрокурора стал поводом для решения Информационного трибунала обязать правительство Брауна опубликовать протокол заседания кабинета Блэра. По официальной версии, генпрокурор дал заключение о законности вторжения британских войск в Ирак. Однако еще в 2005 году стало известно, что за десять дней до судьбоносного заседания правительства Голдсмит направил Блэру другой документ, где выражал сомнения по поводу легитимности вторжения без санкции Совета Безопасности ООН. И этот первый документ Голдсмита на заседании кабинета министров не рассматривался. Блэр якобы заявил, что в этом нет нужды.
Когда же подлинная история участия Британии в иракской кампании станет известна? Определенно можно сказать только одно: обычно протоколы заседаний британского правительства публикуются по истечении 30 лет. Так что ждать, возможно, осталось еще четверть столетия.