26.02.2009 02:00
Экономика

Столичные власти хотят спасти от разрушения старинный дом, описанный в романе "Война и мир"

Единственный способ спасти "Дом Орлова-Денисова" - отнять его у собственника
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4856)
Читать на сайте RG.RU

Вчера руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский и председатель Москомнаследия Валерий Шевчук выступили с заявлением, что будут совместно добиваться изъятия у собственника ООО "Карс" памятника федерального значения - "Дома Орлова-Денисова" (XVII век) по адресу: улица Б. Лубянка, д. 14, стр. 3.

По этому поводу между двумя ведомствами подписано соглашение о взаимодействии. Главная задача, как заявил Валерий Шевчук, спасти знаковый для России объект культурного наследия в самом центре Москвы. Дом действительно уникальный - его описание есть в романе Льва Толстого "Война и мир". Он напрямую связан с войной 1812 года - тогда здесь жил московский генерал-губернатор граф Федор Растопчин. Именно сюда курьер доставил приказ Кутузова о сдаче французам Москвы. Сюда привезли раненного на Бородинском поле Багратиона. Но этим история дома не ограничивается. Как предполагают исследователи, подвал здания - часть более ранних сооружений: палат князя Дмитрия Пожарского, одного из героев освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Во дворе этого дома он был ранен в ногу (на известном памятнике Минину и Пожарскому держится за нее).

Через три года - двойной юбилей обеих освободительных войн - с поляками (1612) и французами (1812). К этому времени знаменитый дом должен быть приведен в полный порядок. Но сейчас тут полнейшая разруха. Во многом по вине нынешнего собственника - ООО "Карс". Памятник достался ему в 2005 году вместе с охранным обязательством, которое предусматривало полный комплекс ремонтно-реставрационных работ. Но до нынешнего дня тут, что называется, и конь не валялся. Кстати, этот дом и соседние палаты Макарьевского подворья (Большая Лубянка, 16, во дворе) были приватизированы в 1990 году распоряжением правительства России. Здание от прежнего пользователя - ФСБ - перешло к Инкомбанку, который вскоре разорился. С тех пор так называемые палаты Пожарского были дважды перепроданы. Последний владелец - неведомое ООО "Карс".

Сейчас дом стоит пустым, главный фасад стыдливо прикрыт строительной сеткой. Проверки инспекции Москомнаследия выявили, что "памятник не используется, находится в аварийном состоянии: разрушаются центральный портик с балконом, декор главного фасада, кровля здания. Система водостока с крыши нарушена, двери и окна разваливаются, частично нет даже стекол". Вид как после бомбежки: с перекрытий осыпалась штукатурка вместе с кусками кирпичей, прогнившие трубы в подвалах, потеки, многочисленные трещины в лепнине, внутренняя лестница скособочилась... Никакие предписания инспекторов не заставили владельца пошевелить пальцем. Осталось применить крайнюю меру - лишить его права собственности.

Почему сразу два ведомства взялись за это непростое дело? Как пояснил Александр Кибовский, поскольку речь идет о памятнике федерального значения, с подобным иском в суд может обратиться федеральный орган, то есть Росохранкультура. Между тем у Москомнаследия уже есть успешный опыт по изъятию у недобросовестного собственника памятника (пример тому - городская усадьба Колесниковой-Саргиных-Шапатиной на Таганской площади, 88, стр. 1). Поэтому между федеральной службой и московским комитетом достигнута договоренность, что Москомнаследия обратится в суд от имени Росохранкультуры. Арбитражный суд Москвы уже принял к рассмотрению иск по изъятию у собственника знаменитого "Дома Орлова-Денисова" и запретил регистрировать сделки по отчуждению и обременению данного объекта до разрешения спора. Первое заседание суда назначено на 23 марта.

Что будет дальше, в случае выигрыша в суде? Реально ли за три года успеть и отсудить, и отреставрировать памятник? Тот же прецедент с усадьбой на Таганке свидетельствует, что история с отчуждением собственности так быстро не заканчивается. Со времени суда прошел год, а к реставрации пока не приступили. Почему?

-Изъятие - не конфискация, - объясняет Шевчук. - Это выкуп за вычетом нанесенного ущерба. Потребовалось время на определение стоимости и объекта культурного наследия, и ущерба от вандальных работ. Он определен в 30 миллионов рублей. Сейчас решается вопрос о демонтаже надстроенной мансарды-крыши. Ряд арендаторов здания высказал готовность заняться сносом... Москва готова профинансировать все работы по реставрации этого памятника регионального значения.

Но кто возьмет на себя расходы на реставрацию федерального памятника "Дома Орлова-Денисова", если его отсудят у нынешнего владельца? По словам Кибовского, эти расходы необязательно должны лечь на федеральный бюджет. Памятник могут выставить на конкурсные торги с обременением. Учитывая значимость дома, историю, наверняка найдется собственник, который приведет ее в порядок.

- Тем не менее подобные дела, - заметил Кибовский, - должны привести в чувство собственников, которые не заботятся о памятниках.

Шевчук его поддержал: "Каждый памятник должен обрести хозяина, который бы его уважал и берег".

Недвижимость Москва Столица