После трагедии в Коми в Воронежской области проверили безопасность всех интернатов. Выделить им средства на противопожарные мероприятия власти региона обещали. Но дело не только в нехватке денег.
Куда переселять?
В областном геронтологическом центре встретили пожарных с привычной тревогой: что ни зима, то проверка и угроза закрытия.
- В прошлом году освоили около 9 миллионов рублей из областного бюджета и 780 тысяч из собственных средств. Чтобы устранить все недостатки, нужно много денег и времени, - сообщила директор центра Ольга Синицына. - Дом построен полвека назад, и быстро привести его в порядок не удается - внутри постоянно находятся люди: 250 стариков, каждый второй - лежачий или колясочник… Мы регулярно проводим учения - все 150 работников знают, что делать при ЧП. Пожарные сюда за 7-10 минут доезжают.
Те же пожарные требуют приостановить работу центра. Аналогичный иск рассматривался в суде год назад, но дело закончилось лишь штрафом.
- Куда переселять людей, если нас закроют? В Воронежской области все дома престарелых заполнены, да и условия там хуже! - волновалась Ольга Евгеньевна. - И поймите, что это значит для наших бабушек и дедушек. В прошлом году узнали о "закрытии" центра, разволновались - пошли инфаркты и инсульты, смертность выросла чуть ли не вдвое.
Человеческий фактор
- А мне слово дадут? - с порога пристал к инспекторам сизый и сумрачный постоялец Воронежского дома-интерната для престарелых и инвалидов.
- Условия плохие? Пожарная безопасность ни к черту?
- Да нормально все. А сказать дадут мне?..
После команды: "Уберите Желтухна!" - постоялец исчез. Но в фойе осталось пятеро его товарищей. Они лениво наблюдали за директором - тот чем-то ковырял в датчике задымления. Завыла сирена, замигали надписи: "выход". Через две минуты (за это время охранник должен разобраться в ситуации и нажать на "тревожную кнопку" либо отключить сирену) по зданию разнеслось: "Пожарная тревога! Всем срочно покинуть здание. Персоналу - обеспечить эвакуацию…"
- Сигнализация срабатывает, когда они тут курят, - кивает в сторону публики в фойе директор Юрий Недосекин. - На противопожарные мероприятия тратим до полумиллиона рублей в год. Процентов на 70 предписания выполнили. За остальное штрафы платим.
Представитель пожнадзора не возражал: мол, при госфинансировании сложно выполнить все требования полностью, к тому же постояльцы - сложные…
- Пока не будет решен вопрос "человеческого фактора", пожары в интернатах не прекратятся! - доказывает Недосекин. - Был случай: гражданин пришел сюда к маме за пенсией, полил женщину горючим и поджег. Его забрали в милицию - и скоро отпустили: больной человек, неподсуден. Однажды наши постояльцы неправильно подключили электроприборы, выгорело две комнаты. Пьяные курят в постели… А повлиять на них мы по закону не можем - ни физически, ни медикаментозно, ни административно. И принимать должны почти всех желающих.
По закону злостных нарушителей порядка можно переводить в специальные интернаты. Как сообщили в областном департаменте здравоохранения и соцразвития, такой интернат будет в Борисоглебске - правда, в основном для бывших заключенных. Что делать с дебоширами-алкоголиками, непонятно.
Кому сигналить?
Серьезные претензии есть у пожарных к частным домам престарелых. Эти небольшие приюты содержатся на средства сельхозпредприятий и не имеют официального статуса.
В феврале после очередных проверок в них пришли предписания из прокуратуры: устраняйте нарушения или закрывайтесь. Ясно, что реален лишь второй вариант: пожарная сигнализация сельским предпринимателям не по карману. Областные власти, правда, обещали разместить людей в государственных интернатах. Но есть ли там места?
Частный дом престарелых в селе Липчанка Богучарского района уже закрывают. Стариков собираются отправить в такие же "колхозные" приюты.
В селе Старая Криуша Петропавловского района пока не знают, что делать.
- Дом престарелых одноэтажный, деревянный, построен в конце 1970-х годов. Стоял на балансе совхоза, но при банкротстве документы потерялись, и принять его к себе мы не могли. Стариков взяла на содержание аграрная фирма, - рассказал глава сельской администрации Михаил Лазуренко. - У нас был еще один дом престарелых, но сгорел - дети играли, подожгли пух… Постояльцы перешли в этот частный приют. Сейчас там восемь бабушек, три сотрудника. Пожаров не было. Были проверки, штрафы. Теперь власти требуют взять дом на баланс поселения. Но наш бюджет сократился, мы не сможем устранить нарушения! Куда деть стариков? Если область поможет, отправим бабушек в интернаты. Как объявить об этом - не знаю. В родном селе хоть соседи проведывают. Да, в приюте нет сигнализации - а кому сигналить?! До пожарных 40 километров...
Вдали от пожарных частей находится 10 воронежских приютов и домов престарелых. В 2009 году планируется создать 10 подразделений пожарной охраны "в местах сосредоточения социально значимых объектов".
Сергей Белов, замруководителя департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области:
- Большинство социальных учреждений круглосуточного пребывания перешло на баланс области в 2006 году. Они были в плохом состоянии. Мы начали наводить порядок, уделяя особое внимание пожарной безопасности. В 86 из 93 таких учреждений установлена автоматическая сигнализация и системы оповещения о пожаре. В остальных - это небольшие приюты - пока идет капремонт, и люди переведены в аналогичные центры. А вот из крупных интернатов людей не переселить: мест нет. Несколько сельских приютов, где живет по 7-10 человек, предполагается закрыть - здания ветхие. Во всех учреждениях запланированы ежеквартальные тренировки с сотрудниками органов МЧС.
Кстати
В 2008 году пожарные провели около 300 проверок на объектах соцзащиты. Большая часть предписаний выполнена. Работу трех учреждений временно приостановили. На противопожарные мероприятия в регионе в прошлом году было затрачено около 30 миллионов бюджетных и 10 миллионов внебюджетных средств.