Такая повестка дня для совместного заседания Комиссии по экономической политике и Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Парламентского Собрания Беларуси и России была продиктована реалиями времени. Финансово-экономический кризис однозначно дает понять, что выживут лишь конкурентоспособные на мировом уровне предприятия и организации. А добиться этого без создания и использования высокотехнологичных научных решений сегодня вряд ли возможно.
В этом смысле объединение потенциалов союзных стран весьма актуально. Ведь после распада СССР наметился определенный разрыв в направлениях научного и технического поиска, его финансировании, обмене результатами. Тем не менее можно говорить о том, что этот разрыв становится все менее заметным. Сказалось и то, что в основном был выполнен план взаимных действий на 2007-2008 годы, утвержденный в свое время на совместном заседании коллегий Министерства образования и науки РФ и Госкомитета по науке и технологиям Беларуси. И регулярное проведение при организационной поддержке Постоянного Комитета Союзного государства форумов научно-технических программ.
Сегодня две наши страны фактически ведут научно-технический поиск по одним направлениям - таким, как информационно-коммуникационные системы и технологии, наноматериалы и технологии, энергосбережение, обеспечение национальной безопасности и противодействие терроризму. Каждое из них поддерживается национальными и союзными научно-техническими программами. И во многих случаях благодаря этому достигнуты результаты мирового уровня. Ряд из них находит практическое применение. На совместном заседании парламентариев в Минске упоминалось в этой связи создание суперкомпьютера "СКИФ", получение лекарственных средств из молока животных-продуцентов - перечень можно продолжить. С удовлетворением были восприняты и результаты выполнения союзной программы, направленной на создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона.
И непосвященного убедили бы слайды, демонстрирующие высокопроизводительные машины и механизмы, созданные за счет белорусско-российского бюджета и позволяющие оперативно восстановить железнодорожное движение в случае непредвиденных обстоятельств.
И все-таки говорить о том, что причин для беспокойства нет, было бы преждевременно. Не раз, к примеру, подвергалось критике медленное выполнение союзной программы, предусматривающей совместную разработку и производство для сельского хозяйства Беларуси и России универсальных мобильных энергетических средств мощностью 200-450 лошадиных сил. Прообраз такой техники был создан и поставлен на производство в ПО "Гомсельмаш" в Гомеле. Суть ее в том, что на самодвижущийся модуль в зависимости от необходимости навешиваются различные рабочие органы: для уборки зерновых, кукурузы, травянистых кормов, сахарной свеклы. Такой набор механизмов можно использовать девять месяцев в году, а стоит он в полтора-два раза меньше набора аналогичных монокомбайнов.
Белорусские машиностроители оказались тут едва ли не впереди планеты всей: изготовили несколько тысяч таких комплексов, успешно работающих как в Беларуси, так и России. И согласились поделиться своими ноу-хау с коллегами. Совместной программой, утвержденной Советом Министров Союзного государства, было намечено разработать в 2006-2009 годах два типоразмера универсальных энергетических средств, 10 типов машин на их основе. Однако с уверенностью сказать, когда они появятся в поле, пока никто не берется.
- На белорусской стороне работы идут в соответствии с планом, - заверил корреспондента "СОЮЗа" главный инженер Головного специального конструкторского бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике Сергей Федорович. - В частности, создана новая базовая машина мощностью 290-450 лошадиных сил. Помимо того, что на нее можно навешивать различные адаптеры для уборки той или иной растениеводческой продукции, она способна эффективно использоваться и как пропашной трактор для обработки почвы. Показатели - не хуже чем у лучших зарубежных аналогов.
Белорусские специалисты также разработали навесное оборудование для уборки свеклы, зерна, трав. А поскольку они имеют огромный опыт в создании косилок, то сконструировали 9-метровую и для "своего" комплекса, и 6-метровую для российского. Эта техника уже прошла предварительную проверку. На очереди - приемочные испытания совместно с российской стороной, которые по плану нужно провести в этом году. Но проблема в том, что российские предприятия-соразработчики в силу различных процедурных сложностей приступили к делу почти на год позже намеченного. Пока весь комплекс машин не будет разработан и испытан, начинать производство отдельных агрегатов смысла нет, считают белорусские специалисты. В связи с этим они предлагают продлить срок выполнения союзной программы еще на год.
- Мы видим свою задачу не только в том, чтобы совместные проекты, финансируемые из бюджета Союзного государства, существовали, реализовывались, но чтобы они имели реальный коммерческий выход, - заявил после подведения итогов совещания председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Олег Толкачев. - Это очень важно, особенно в условиях кризиса. Многие регионы сейчас в целях экономии сворачивают второстепенные траты. Наша задача - чтобы разработки, на которые затрачены средства союзного бюджета, достигли реального производства и спроса даже в этих нелегких условиях. Для этого мы будем использовать все доступные депутатам возможности.
Безусловно, эта поддержка не будет лишней для тех, кто практически занимается разработкой и постановкой на производство новых высокоэффективных машин.