26.02.2009 02:00
Культура

Обзор новинок современной литературы от критика Павла Басинского

В период кризиса настало время читать прозу... Однако будут ли ее издавать?
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4857)
Читать на сайте RG.RU

Один из главных тестов для нашей страны, выдержит ли она разразившийся финансовый кризис, заключается в следующем.

Будет ли в 2009 году издаваться серьезная литература? Речь не о научных сборниках и академических изданиях классики, эти книги всегда выходили за счет дотаций. Но будут ли малые и крупные издательства выпускать, в частности, серьезную современную прозу? Это может случиться только в том случае, если серьезная литература будет востребована в книжных магазинах. Так что в конечном итоге решающий голос останется за читателями: согласятся они выделить в своем скромном бюджете часть средств на чтение серьезной современной литературы так же, как на посещение театров, музеев и концертов классической музыки. Посмотрим... Как говорится, жизнь покажет.

Четыре самозванца

Журавли и карлики. Леонид Юзефович. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

В основе нового романа Леонида Юзефовича, первого лауреата премии "Национальный бестселлер", миф о вечной, известной еще со времен "Илиады" Гомера, войне журавлей и карликов, которые "через людей бьются меж собой не на живот, а на смерть". В книге разворачиваются судьбы четырех самозванцев - молодого монгола, живущего здесь и сейчас, сорокалетнего геолога из перестроечной Москвы, авантюриста времен Османской империи и очередного "чудом уцелевшего" цесаревича Алексея, объявившегося в Забайкалье в Гражданскую войну.

Манера письма Леонида Юзефовича, историка и писателя, всегда крайне прихотлива, изыскана и рассчитана на людей с гуманитарным образованием и вкусом к историческим тайнам. Можно сказать, что Юзефович пишет бестселлеры для людей с высшим гуманитарным образованием. Это, конечно, сужает круг его почитателей, но зато круг этот очень дружный, где люди понимают друг друга с полуслова.

Обыкновенное чудо

Чудо. Юрий Арабов. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

Известный поэт, прозаик, сценарист фильмов Александра Сокурова ("Дни затмения", "Телец"), Павла Лунгина ("Дело о мертвых душах"), Александра Прошкина ("Доктор Живаго"), Юрий Арабов - один из редких сегодня писателей со своим, довольно сложным и специфическим религиозным мировоззрением. Его роман "Биг-Бит" был удостоен престижной премии Академии литературных критиков имени Аполлона Григорьева. Его последняя книга "Флагелланты" вызвала в печати резкую полемику.

Новый роман "Чудо" описывает случай как будто бы невероятный, а на самом деле абсолютно реальный. В одном городке девушка Татьяна, собрав друзей потанцевать и оставшись без кавалера, пригласила на танец... Николая Угодника. Но, взяв в руки его икону, Татьяна застыла с ней, превратившись в неподвижную живую статую. Никто, ни врачи, ни священник не могли помочь ей. Помочь ей смог только явившийся к ней святой Николай.

Эта история, случившаяся в советские времена, не освещалась в наших газетах, но молва о ней быстро распространилась по стране, потому что свидетелями чуда оказались множество людей, в том числе милиционеры, окружившие дом, где была квартира Татьяны, чтобы не пускать туда публику.

Как эту историю понимает Юрий Арабов, можно узнать, прочитав его новый роман.

Современная Древняя Русь

Лавка нищих. Русские каприччо. Борис Евсеев. - М.: Время, 2009.

Борис Евсеев по образованию скрипач, по призванию - поэт и прозаик. Является лауреатом премии М. Горького за роман "Отреченные гимны". Один из лучших современных мастеров короткого рассказа.

В новую книгу вошло 20 новых рассказов писателя, часть из которых печатал журнал "Октябрь".

В прозе Бориса Евсеева мы видим, несомненно, новую Россию, но в ее чертах странным образом одновременно просматривается и Древняя Русь.

Этого поразительного эффекта - соединения ультрасовременности и аромата Древней Руси - сегодня способен достигать один Борис Евсеев. Он, как никто, чувствует, что Древняя Русь, с ее блаженными, юродивыми, нищими и даже с ее языческими идолами, отнюдь не исчезла под натиском нового времени, но только перевоплотилась в новых диковинных формах.

Крайне необычный стиль Бориса Евсеева требует от читателя определенного интеллектуального труда, но затраты окупаются для любителя свежего, незатертого литературного языка. "Энергия у Евсеева, - пишет известный критик Лев Аннинский, - внутри фразы, в ее тактильности, вкусности, плотности. Тайное и непонятное выявляется и проясняется. Бытийное проступает в миражном".

Литература