Все внешние рынки вчера работали на то, чтобы российские торговые площадки демонстрировали позитивный настрой. Индекс РТС вырос на 2,56 процента, а ММВБ - на 0,55 процента.
Толчком к росту стали новости из-за рубежа. Глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке заявил, что есть обоснованная вероятность ухода от рецессии в США уже в 2009 году. И добавил, что в национализации американских банков нет необходимости. У банковской системы достаточно капитала для решения собственных проблем, поддержала его председатель Федеральной корпорации страхования депозитов США Шейла Бэр. Этот оптимизм тут же отразился на американских фондовых индексах. Они вошли в зону положительных значений, несмотря на то, что буквально накануне большинство индикаторов Нового Света обновили многолетние минимумы. Индекс Dow Jones, например, рухнул до уровня октября 1997 года.
Стоит отметить, что вчерашний рост происходил, невзирая на падение стоимости нефти, которая оказывает сильное влияние на российский фондовый рынок. Впрочем, сегодня, не исключено, на фондовых площадках позитив сменится движением вспять. Американские биржи начали свой день с падения. Не помогла поддержать оптимизм даже программная речь по антикризисным мерам президента Обамы.
О том, как ситуация будет развиваться в ближайшее время, корреспондент "РГ" беседует с экспертом Центра развития Сергеем Пуховым.
Российская газета: Что, на ваш взгляд, окажет главное влияние на наши торговые площадки?
Сергей Пухов: Состояние экономики и фондового рынка США. Потому что цены на нефть, металлы, мировой спрос на товары российского экспорта - все зависит от состояния рынка Нового Света. А это, в свою очередь, определяет состояние российской экономики, движение инвестиций в нашу страну. Ведь динамика рынков Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона также находится под влиянием американского рынка.
РГ: Какие антикризисные меры, предпринимаемые правительствами других стран, вы считаете способными в перспективе повлиять на отечественные биржевые площадки?
Пухов: Стимулирование спроса. У ведущих стран мира он наполовину или на две трети определяет состояние национальных экономик. И меры, направленные на стимулирование спроса, в том числе и в российской экономике, более эффективны и более действенны, чем стимулирование производства как такового, без ориентации на спрос.
РГ: Какие из этих мер вы считаете эксклюзивными, наиболее интересными?
Пухов: Если возвращаться к Америке, то это, помимо мер, направленных на спасение ипотечного сектора, ситуация со спасением автопрома. И если ипотеку заокеанское правительство еще спасает, то автопром, похоже, если не весь, то частично будет выпущен в свободное плавание, отдан на откуп рынку.
Финансовую сферу в принципе традиционно спасают деньгами, вливанием средств на рынок. По всей видимости, то же самое будет происходить и у нас. Другое дело, что в американской экономике большее количество опасных, "токсичных", активов. У нас они в основном нормальные. Но просрочка по платежам, по кредитам, взятым у государства, будет расти. И со временем у нас тоже могут быть проблемы.
Интересно, как сработают центральные банки в условиях низких процентных ставок или их отсутствия? В России такой механизм есть, ставки высокие, и мы можем в определенных пределах манипулировать рынком. За границей центробанкам придется выпускать деньги под залог активов, напрямую закачивая деньги в экономику. У нас этому механизму адекватен Резервный фонд, который можно тратить, что называется, эмитируя деньги. Как видим, методы накачки эмиссии вроде бы разные, но суть у них одна. Главный вопрос - будет ли это трансформироваться в инфляцию? На Западе инфляции боятся сильнее, чем в России.
На мой взгляд, вопросы, связанные с парой "вливание денег в экономику - борьба с инфляцией", представляют сегодня наибольший интерес.