27.02.2009 01:00
Культура

Международный фестиваль кинодебютов "Дух огня" назвал победителей

Международный фестиваль кинодебютов "Дух огня" завершил работу
Текст:  Валерий Кичин (Ханты-Мансийск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4858)
Читать на сайте RG.RU

Ханты-Мансийск салютовал фестивалю непривычно ярким солнцем и невероятно белым снегом, толстыми хлопьями укутавшим спящую тайгу. "Дух огня" - фестиваль кинодебютов, и самое интересное здесь было - понять, с какими намерениями приходят новобранцы в искусство.

Из опыта последних лет можно было сделать печальные выводы о том, что такие понятия, как гражданственность и гуманизм, покинули молодое кино навсегда. С ними ернически прощалась кинокритика, их называли принадлежностью проклятого советского прошлого, а термин "актуальное кино" теперь применялся к опытам чисто эстетским, не имеющим отношения к реальной жизни.

Фестиваль это убедительно опроверг - и здесь его главный итог.

Конкурсная программа оказалась сильной. Сильнее, чем на последнем Московском фестивале. Она была актуальна своим содержанием, способностью умно и честно анализировать быстро меняющийся мир.

Это мир, сдвинувшийся с привычных мест. Польский фильм заговорил по-немецки, итальянский - по-румынски, немецкий - по-испански, турецкий - по-английски. Герой фильма "Совет пана Куки", варшавский студент, отправлялся в свое первое заграничное путешествие в Вену, где пытался найти себе место в жизни и первую большую любовь. Румынская девушка шла в сиделки к старой ворчливой итальянке - в надежде на новую жизнь в едином европейском пространстве ("Черное море"). Молодой немецкий врач попадал в криминальные джунгли боливийского города, где самый распространенный исход - пуля в сердце ("Доктор Немец"). Турецкая актриса свершала самоотверженное паломничество по ощетиненному Ираку, исступленно веря, что найдет в этой буче своего любимого ("Мой Марлон и Брандо"). Мир оказался мал, благополучие больших буржуазных городов - все более эфемерным, смесь народов и наций - все более взрывоопасной.

О том же свидетельствовал и российский конкурсный фильм "Россия-88" Павла Бардина. Он ясно показал, как бытовая ксенофобия и набирающий популярность лозунг "Россия для русских!" становится питательной средой для "новых наци", на руках которых кровь сотен людей: наших сограждан или наших гостей - в данном случае не имеет значения. Картина не просто осуждает этих молодчиков, она, что важнее, дает возможность понять причины общественной болезни: нестабильность, униженность, отсутствие гуманистического идеала.

Надо подчеркнуть: впервые за много лет наше кино обратилось к реально актуальной общественной проблеме. И в этом смысле перед нами фильм глубоко патриотичный. Потому что патриотизм - не в трескучих лозунгах, а в способности видеть недуги своей страны и в готовности их лечить. Делать ее безопаснее, дружелюбнее, лучше. Это миссия искусства. Павел Бардин надеется на то, что фильм поможет государству в преодолении грозящей стране опасности национальных и этнических раздраев. Проблему нужно обсуждать, с фильмом можно спорить - для того он и снят полемично и яростно, чтобы всколыхнуть уснувшую совесть. Но его нужно услышать. На фестивале его услышали: международное жюри под председательством британского режиссера Хью Хадсона оценило и гражданственность, и важность поднятой проблемы не только для России, но и для многих стран мира, пораженных тем же недугом ксенофобии. И, разумеется, зрелость молодого режиссера в кинематографическом решении темы, его мастерство в соединении игрового фильма с документальным материалом, отличная работа молодого актера Петра Федорова. "Россия-88" удостоена Специального приза жюри, а также - премии жюри кинокритиков.

Образцом гуманизма и уроком толерантности может служить словацкая картина "Слепая любовь" Юрая Лехотского, получившая Гран-при фестиваля "Золотая тайга": четыре новеллы о любви незрячих людей. Это любовь особенная: она основана на душевных качествах. На верности. На отчаянном сознании своего одиночества в мире зрячих. Юная красавица ищет суженого в Интернете и идет на первое свидание, заранее страшась впечатления, которое произведут на избранника ее слепые глаза. А вот немолодая семейная пара: он учит пению незрячих детей, она вяжет ему свитеры. А вот женщина, которая упрямо хочет ребенка, боится, не окажется ли и он слепым, и уже не верит своему счастью, держа в руках здоровенного малыша. Простые коллизии, которые в иных обстоятельствах были бы банальными, приобретают новый смысл. И вдруг понимаешь, как ценно каждое мгновение надежды, любви и счастья. Режиссер осуществил уникальный эксперимент: он снял в качестве актеров реально слепых людей, и те сыграли самих себя. Сыграли с такой щемящей искренностью и доверчивостью, что смыслом фильма становится не унизительная жалость, а ощущение собственной близорукости: эти люди на самом деле видят куда больше и глубже, чем мы, зрячие.

Одиночество зрячих тоже стало предметом исследования в фильме аргентинского режиссера Паолы Эрнандез "Дождь" (приз "Серебряная тайга"). Двое встретились по воле случая и уже не смогут отлепиться друг от друга, и в этом их взаимном тяготении больше отчаяния, чем того, что зовут любовью или хотя бы сексом.

Особый случай - "Мой Марлон и Брандо" Хусейна Карабея (приз "Бронзовая тайга"). Игровое "дорожное кино", основанное на реальной судьбе турецкой актрисы Айши Дамачи. Она соавтор сценария, она же сыграла единственную главную роль фильма. Ее любимый - иракский актер, с которым она однажды снималась, а потом он стал присылать ей пылкие видеописьма с любовными излияниями. Она решает во что бы то ни стало его увидеть, и начинается долгая одиссея по пыльным дорогам ощетиненного Ирака - ее мытарства на пограничных постах, ее встречи с людьми счастливыми и несчастными, нищими и отчаявшимися. Это случай "остановиться, оглянуться". Вглядеться, прочувствовать то, мимо чего обычно мчимся, не замечая. Только так можно узнать страну и ее беду.

Удивительно, но в этом конкурсе молодых и амбициозных нам не попалось ни одной ленты, сделанной просто "из любви к искусству". Они все - из любви к жизни. Особняком стоял только американский фильм "Воздушный пират" Джеффа Пикета - малобюджетный триллер для видеопроката, весьма неумело рассказавший историю молодого авантюриста, ради решения своих финансовых трудностей захватившего самолет. Лишенный каких-либо психологических обоснований, даже простой информации о прошлом героя и обстоятельствах, приперших его к стенке, фильм сосредоточен на отношениях пирата и стюардессы, которая во имя спасения лайнера пытается его соблазнить.

Кроме главного конкурса, на фестивале были показаны обширная панорама российских дебютов и программа, посвященная чехословацкой "новой волне" 60-х. Прошли мастер-классы Александра Митты. Популярные актеры кино и театра Лидия Федосеева-Шукшина и Эммануил Виторган составили второе жюри, присудившее призы имени Александра Абдулова за лучшие актерские работы. Здесь лауреатами стали Евгения Дмитриева в фильме "Заза" и Александр Коршунов в "Голубке". Наконец, приз зрительских симпатий достался дебютной драме Андрея Силкина "Заза".

Фестиваль "Дух огня" в Ханты-Мансийске за семь лет доказал свою незаменимость: он дает возможность молодым кинематографистам встретиться, обсудить работы друг друга и осознать, что кино - не только профессия и не только развлечение, но и, хотим мы того или даже в виду не имеем, послание художника обществу.

Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"

Кино и ТВ Ханты-Мансийск Урал и Западная Сибирь