На февральском инвестиционном Форуме "Россия-2009" помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что некоторые секторы экономики могут начать выходить из кризиса уже в середине года. Это строительный сектор и инфраструктурные проекты. А замминистра транспорта Александр Мишарин даже предположил, что правительство по отдельным проектам государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры может увеличить госфинансирование, и доля инвестиций государства в общей стоимости работ по этим проектам возрастет до 75%.
Правда, пока реализация инфраструктурных проектов притормозилась. Как сообщается в февральском отчете Russian infrastructure - Opportunities on a global theme, подготовленном ИГ "Ренессанс Капитал": "Сроки реализации проектов в сфере инфраструктуры переносятся, многие проекты были заморожены. Компании электроэнергетики и коммунального хозяйства урезали бюджеты капитальных затрат. Органы местного самоуправления сократили финансирование. Находящиеся в собственности государства организации (в частности, РЖД) ограничили расходы. Инвестиционный фонд РФ недавно уменьшился вдвое (средства сократились до 64 млрд рублей), что отразится на финансировании пяти из 21 крупнейших проектов. Однако правительство подчеркивает большое значение инфраструктуры для стимулирования экономической активности в масштабах страны".
"Основные проекты, реализация которых началась, скорее всего будут завершены, а другим уже дан "зеленый свет", - считают аналитики ИГ "Ренессанс Капитал". - К их числу относятся строительство Западного скоростного диаметра, скоростной автомагистрали Москва-Петербург, новых взлетно-посадочных полос московских аэропортов, а также работы по подготовке к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи. Расходы на инфраструктуру из федерального бюджета пока не сокращались, более того, они могут быть увеличены. Настоящая проверка на прочность начнется с возобновлением строительного сезона во втором квартале, но пока развитие событий обнадеживает, а многие компании сообщили об активизации работ в январе".
Причем государство берет на себя большую часть расходов по реализации этих проектов. Например, как сообщил вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, в 2009-2010 годах строительство Западного скоростного диаметра будет продолжаться за счет средств городского и федерального бюджетов, а сдача проекта общей стоимостью 212,7 млрд руб. переносится с 2012-го на 2013-2014 годы.
Напомним, что первоначально планировалось реализовывать этот проект на концессионной основе, за счет средств инвестора (50%), городского бюджета (16%) и Инвестфонда (34%).
Россия - не единственная страна, сделавшая ставку на инфраструктурные проекты в кризисной ситуации. Аналогичная программа, но более крупная по масштабу уже заявлена в Китае. План стимулирования американской экономики также предусматривает прямые инвестиции в развитие инфраструктуры США и создание новых рабочих мест при одновременных налоговых послаблениях. Правда, как заявил в феврале глава инфраструктурного подразделения Morgan Stanley Роб Коллинс в прямом эфире CNBC, расходы на инфраструктуру в США, которые в правительственной программе поддержки экономики занимают только 10%, необходимо увеличить. "Они могут обеспечить значительный прирост рабочих мест. Частные инвестиции в этот сектор позволят уменьшить безработицу на 17%. Каждый миллиард долларов, вложенный в инфраструктурные проекты, обеспечивает около 35 тысяч новых рабочих мест. А совокупные инвестиции частных компаний и правительства могут создать целых 2 миллиона новых вакансий", - сказал он.
И мнение Роба Коллинса, как подтверждают результаты исследования "Инфраструктура и развитие бизнеса", проведенного специалистами EIU по заказу международной консалтинговой компании KPMG International, разделяют руководители высшего уровня во всем мире.
Согласно исследованию, большинство руководителей высшего звена (77%) убеждены, что текущий уровень инвестиций в инфраструктуру недостаточен для обеспечения устойчивого развития их бизнеса в долгосрочной перспективе. Только 14% руководителей бизнеса в различных странах считают, что имеющаяся на сегодняшний день инфраструктура справится с задачей поддержки будущего развития компаний.
По оценкам аналитиков, во всемирном масштабе на развитие инфраструктуры бизнеса ежегодно (вплоть до 2015 года) будет тратиться в общей сложности 2 трлн долларов. Однако руководители компаний из всех регионов, включенных в исследование, выражали сомнение в адекватности инвестиций в инфраструктуру. Наибольшую обеспокоенность выказали руководители бизнеса в странах Восточной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (89% и 84% соответственно). Cреди руководства компаний США и Западной Европы беспокойство по этому поводу тоже достаточно велико (74% и 64% респондентов).
Результаты исследования также показали: руководители высшего звена уверены, что в течение следующих пяти лет важность инфраструктуры будет увеличиваться. Наличие и качественный уровень инфраструктуры будут непосредственно влиять на решения о территориальном расширении бизнеса.
Руководители бизнеса считают, что правительства различных стран должны формировать партнерства с частными компаниями для финансирования и управления крупными инфраструктурными проектами. Наиболее актуальными потребностями инфраструктуры являются строительство дорог и производство электроэнергии - так утверждает большинство респондентов по всему миру.
Подавляющее большинство респондентов - 80% - говорят, что для их бизнеса важность инфраструктуры повысится в течение следующих пяти лет. Для респондентов из Азиатско-Тихоокеанского региона инфраструктура особенно важна: 87% считают, что ее роль будет возрастать на протяжении ближайших пяти лет. Интересно, что более 80% руководителей бизнеса в США (а также на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и Восточной Европе) высказывают аналогичное мнение. В Западной Европе количество таких респондентов составило 63%.
Подавляющее большинство (91%) опрошенных руководителей заявили, что доступность и качество инфраструктуры влияют на решения их компаний о местах развития нового бизнеса и расширения текущих операций. Так что в процессе работы по преодолению последствий экономического кризиса правительствам разных стран придется признать, что инвестиции в инфраструктуру для поддержки и привлечения бизнеса по-прежнему необходимы. Качественная инфраструктура привлекает бизнес в данный регион, тем самым способствуя росту занятости и увеличению налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Более того, теперь среди специалистов существует мнение, что работа по развитию инфраструктуры сама по себе может быть значительным стимулом для развития экономики при условии эффективного управления этим процессом.
Однако практически три четверти опрошенных в США и Западной Европе выразили беспокойство о том, что тяжелая экономическая ситуация и стоящие перед правительствами многих стран трудные задачи помешают последним осуществлять инвестиции в инфраструктуру на должном уровне. Сегодня для выработки эффективных решений правительствам необходимо искать возможности для партнерства с частным сектором.
Согласно результатам исследования, дорожная сеть и производство энергии составляют приоритеты развития инфраструктуры практически в каждом регионе по всему миру. Например, в США почти две трети респондентов (61%) отметили срочную потребность в дорожном строительстве. В Западной Европе таких респондентов было 40%.
В развитых странах многие компании еще не прочувствовали на себе влияние старения существующей инфраструктуры. Но учитывая тот факт, что в среднем на реализацию инфраструктурного проекта требуется несколько лет, правительствам необходимо начинать работу немедленно, прежде чем ситуация достигнет критической точки. А вот для развивающихся, но при этом растущих более быстрыми темпами стран очень важно четко сформулировать свои приоритеты и обязательства по инвестициям в развитие инфраструктуры.