VI Красноярский экономический форум изменил свой традиционный формат. Организаторы объявили о приоритете схемы "мозгового штурма", во время которого эксперты должны разработать пакет антикризисных предложений для Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. Помпезные мероприятия признаны - да и являются де-факто - неуместными.
Проблематика форума в этом году пополнилась принципиально новыми темами. К примеру, пройдет конференция по стратегии развития Арктики, которая до сих пор является неизведанной территорией. Причем заострена именно инвестиционная составляющая: Арктика интересна не только как кладезь полезных ископаемых, но и как выход в Северный Ледовитый океан для трансатлантических морских путей. Иначе говоря, масштабный проект имеет шанс получить импульс именно в период прохождения "острой фазы" экономического кризиса. Но главной точкой жизненно необходимого прорыва остается поиск региональных точек роста.
Очевидно, что кризис по-разному воздействует на российские регионы, причем, как отметил президент Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс, "контакт федерального центра с регионами становится основной проблемой системы государственного управления в дополнение к другим побочным эффектам кризиса". На первый план выходит качество управления, умение выстроить новую систему работы с инвесторами и искусно применять те инструменты, которые созданы в последние годы: Инвестфонд, венчурные компании, особые экономические зоны, сохраняющийся, хотя и на более низком уровне, интерес зарубежного бизнеса.
Да и финансовая помощь государства должна использоваться эффективно, с прицелом на будущее. Качество управления, мобильность властей становится фактором не только антикризисным, но и мобилизационным. Как отмечают сотрудники Института экономики РАН Людмила и Рубен Евстигнеевы, "пальма первенства перейдет к эффективным инновационным регионам, которые станут лидерами экономического развития страны. Участниками таких региональных кластеров станут три института - академический, корпоративный и государственный. Этот принцип "тройной спирали" уже сейчас используется в качестве базового при создании новых территорий инновационного развития".
Ситуация в разных регионах отличается, но есть и общее: успешным рецептом становится выработка посткризисной повестки дня. Скажем, более 100 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 400 миллиардов рублей реализуются (несмотря на мировой финансовый кризис) в Челябинской области. Одним из крупных зарубежных инвесторов стала французская компания Lafarge: планируется, что к концу 2011 года она построит новый завод по производству цемента. По оценке пресс-службы главы региона, "из области не ушел ни один инвестор, ни один инвестиционный проект не был заморожен". В целом по итогам 2008 года объем инвестиций в экономику области вырос к уровню 2007 года и достиг 167 миллиардов рублей, еще 2,8 миллиарда долларов в область инвестировали иностранные компании.
Надеются на успешную реализацию крупных инвестиционных проектов на территории региона и власти Краснодарского края, опасаясь лишь страхов инвесторов (кстати, во многом преувеличенных и продиктованных психологическими причинами). Но в этой связи можно вспомнить давнюю идею губернатора Александра Ткачева о предоставлении субъектам Федерации право самим определять льготы инвесторам, в том числе иностранным. "Сложившаяся кризисная ситуация повлияет на темпы роста, возможно, передвинет сроки реализации некоторых проектов и притормозит планы промышленников. Но мы не намерены отказываться от амбициозных проектов", - уверены в департаменте промышленности краевой администрации. В крае продолжается создание новой отрасли промышленности - металлургического производства. К концу 2009 года планируется завершить строительство Абинского металлургического завода с мощностью сталепрокатного комплекса в полмиллиона тонн стали в год. Это особенно интересно: фоном такой стратегии, как известно, является значительное падение объемов производства на флагманах отечественной металлургии ("Северсталь", Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты).
Тот факт, что положение дел далеко от безнадежности, подтверждает и продолжение мегапроектов, финансируемых из Инвестфонда РФ. Да, на 2009 год их финансирование сократилось почти вдвое, и приоритет отдан детально проработанным проектам - таким, как "Урал промышленный - Урал полярный", освоение Южной Якутии, развитие Нижнего Приангарья. Однако это тоже знак времени: госфинансирование уменьшается, что повышает роль региональных властей в поисках инвестиционных ресурсов. Не секрет, что зачастую неумение сложить усилия регионов и центра, сосредоточить ограниченные ресурсы на ключевых направлениях и становится "камнем преткновения".
Огромной остается и значимость инфраструктурных проектов российских монополий, к примеру газификация регионов. Но и здесь есть нюансы. Показательно недавнее заявление губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова: в 2009 году объем инвестиций "Газпрома" в газификацию Ленинградской области будут не меньше, чем в 2008 году, когда он составлял 1,5 миллиарда рублей. Но до момента подписания соглашения с монополистом все районы области должны погасить свои долги за газ - это условие было поставлено "Газпромом". Губернатор заявил, что в тех районах, где останутся долги за газ, никаких объектов строиться не будет: "Нам нельзя подводить "Газпром". Инвестиции обставляются жесткими условиями, поскольку ценность финансовых ресурсов многократно возросла.
Отдельной строкой идут национальные проекты, которые, хотя и имеют социальную направленность, но объективно повышают уровень жизни значительной части населения регионов и тем способствуют росту внутреннего спроса - основы грядущего восстановительного роста экономики после периода рецессии.
Можно сделать вывод, что предкризисная, датированная маем 2008 года оценка замминистра экономического развития РФ Станислава Воскресенского о том, что экономика России "тотально недоинвестирована", сейчас становится еще более актуальной. Именно инвестиции способны увеличить объемы валового регионального продукта и пополнить местные бюджеты. Для большинства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества. А они есть почти везде, была бы управленческая воля их выявлять и демонстрировать "городу и миру".