27.02.2009 02:00
Экономика

В России простаивают без дела десятки заводов по производству биотоплива

Перспективы моторного биотоплива в России
Текст:  Михаил Махлин
Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4858)
Читать на сайте RG.RU

Казалось бы, все было сделано для того, чтобы с начала текущего года экологический климат на российских автодорогах стал не хуже, чем в Европе или Америке. Однако технический регламент о моторном топливе приказал долго жить, так и не вступив в действие. Правительство вынуждено было, считаясь с реалиями, о которых постоянно напоминало бизнес-сообщество, перенести перевод автотранспорта с Евро-2 и Евро-3 на Евро-4 и Евро-5 на два года. Веские причины для этого шага очевидны.

По официальным данным, 45-50 процентов отечественных нефтеперерабатывающих заводов выпускают бензин не выше требований Евро-2.

Нефтедобыча, осваивающая новейшие технологии, судя по всему, махнула рукой на стареющую нефтепереработку. И, как выяснилось, зря.

По мнению экспертов, вместо многомиллиардных (в долларах) вложений на переоборудование старых НПЗ можно увеличить октановое число (сравнительно за небольшие деньги) за счет спиртовых добавок. Литр-другой - и вместо 92-го в баке плещется 95-й, можно еще и 98-й добавить. И выхлоп совсем другой - чистый.

Не надо быть экономистом, чтобы понимать: сегодня средств для модернизации НПЗ не дождешься. А как же "иной мир", ездящий и дешевле, и чище? Примером, конечно же, является Бразилия, где заправлять авто бензином - признак дурного тона. Еще пример: в Соединенных Штатах в настоящий момент работает 134 завода по производству биоэтанола. В 2007 году они произвели более 20 миллионов тонн этанола. В 2008 году строились (или увеличивали свое производство) еще 77 заводов. Они произведут дополнительно еще 15 миллионов тонн. Открытие каждого завода, с выпуском 120 тысяч тонн этанола, обеспечивает постоянной работой 700 человек и приносит более 2 миллионов долларов ежегодно в местный и федеральный бюджеты.

Смесь бензина и этанола, известная под названием Е-10, используется американскими автомобилистами вот уже четверть века. Использование Е-10 одобрено всеми крупными производителями автомобилей. Это топливо улучшает работу двигателя, противодействует перегреву двигателя, является антифризом топливной системы.

В Евросоюзе принят закон, позволяющий довести доли автомобильных биотоплив (то есть из возобновляемого сырья) до 5,75 процента уже к 2010 году. Поэтому выпуск этанола растет за счет активного увеличения объемов его производства такими странами, как Испания, Франция, Германия и Италия.

В России производится пока 0,6 миллиона тонн этанола, в основном в пищевых целях. Экспорт российского биоэтанола, причем безакцизный, разрешен на Запад и в Японию. По словам президента Российской национальной биотопливной ассоциации Алексея Аблаева, на внутреннем рынке моторное топливо неконкурентоспособно. Между тем на него в полной мере распространяется действие федерального закона об обороте этилового спирта. Таким образом акцизы на спирт - 23 рубля за литр и спиртосодержащую продукцию - 162 рубля за литр делают биоэтанол нерентабельным для производства. Так считает президент общества биотехнологов России профессор Раиф Василов.

Тем временем попытки шагать в ногу с мировой практикой предпринимаются в Волгоградской области, Алтайском крае, Томской, Омской, Ростовской, Тамбовской и Липецкой областях, Татарстане.

Но пока это исключение из правил. А ведь строить новые заводы для производства биотоплива совсем не обязательно. Согласно данным Минсельхоза России и Росстата, имеющиеся производственные мощности позволяют выработать 150 миллионов декалитров этилового спирта. В 2007 году сделано 55,6 миллиона декалитров. Иными словами, потенциал используется в среднем на 37 процентов. Десятки спиртзаводов сегодня простаивают или находятся на грани банкротства. При минимальных затратах они могли бы заняться выпуском топливного биоэтанола, дать работу многим тысячам россиян.

Справка

Биотопливо делится на два разряда. Первое произведено из пищевого сырья: биоэтанол - на основе сахарного тростника, зерна, свеклы, биодизель - из растительных масел или животных жиров. Второе - этанол, получаемый из целлюлозы и другой биомассы (соломы, опилок, травы). Этот вариант изготовления более дорогостоящий.

При добавлении этанола бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30 процентов.

Промышленность Бензин Минсельхоз