"РГ" публикует наиболее интересные высказывания российского президента испанским СМИ.
О международной безопасности
Существующая система обеспечения безопасности в Европе не идеальна. Потому что есть страны, которые не относятся к какому-либо блоку, и их безопасность на блоковом уровне не обеспечивается. А раз это так, это всегда будет напрягать, всегда будет создавать ощущение того, что тебя не в полной мере правильным образом рассматривают. Я считаю, что, для того чтобы решить эту задачу, нужно создать такую организацию, которая бы объединила все европейские страны безотносительно к тому, в какой организации они состоят: в НАТО, в СНГ, в Организации Договора о коллективной безопасности, в Евросоюзе. Все эти организации образуют множество, каждое из которых не покрывает другое множество. Значит, должна быть какая-то универсальная площадка. Вы можете мне сказать: "Но есть ОБСЕ". Но проблема в том, что ОБСЕ за последние годы не смогла реализовать свой потенциал. Поэтому мы не против того, чтобы обсуждать эти вопросы в формате ОБСЕ. Но, как мне кажется, контуры новой системы должны быть чуть-чуть другими. Можем подумать о том, чтобы создать такого рода площадку на базе отношений между рядом европейских стран, с одной стороны, не относящихся к Евросоюзу, и Евросоюзом - с другой.
Об американской ПРО в Европе
На мой взгляд, эта идея в том формате, в котором предложена, не актуальна. Более того, она вызывает у нас ощущение досады, ощущение того, что эта идея все-таки если не прямо, то косвенно направлена против России. Никто же не отрицает существование угроз, которые могут сопровождаться актами ядерного терроризма, угроз от стран с нестабильным режимом.
Давайте на эти угрозы отвечать совместно, а не изолируя друг друга от этих процессов, и мы это неоднократно предлагали, в том числе нашим американским партнерам. Прошлая администрация заняла очень простую позицию: вот мы это сделаем, потому что мы так решили. Я рассчитываю на то, что новая администрация Соединенных Штатов Америки к этому вопросу отнесется более творчески и более партнерски. Такого рода сигналы мы уже от наших американских коллег получили. Я рассчитываю, что эти сигналы превратятся в конкретные предложения. Надеюсь на то, что в ходе моей первой встречи с президентом Соединенных Штатов Америки Бараком Обамой мы сможем обсудить и этот вопрос, крайне актуальный для Европы.
О газовой войне России и Украины
В результате сложной, порой драматической ситуации обсуждения этого вопроса, которое было с нашими украинскими партнерами, мы вышли на соглашение, которое было подписано 19 января, и в соответствии с этим соглашением теперь поставки газа на Украину осуществляются по рыночным ценам, и при этом наши украинские партнеры обязаны вовремя вносить деньги. Мы бы, конечно, не хотели возврата к прежнему сценарию, это точно не наш выбор, но могу вам сказать предельно откровенно: если они будут отказываться платить, нам придется что-то делать. В этой связи у меня возникло предложение, о котором я впервые сказал в ходе московского саммита, московской встречи в период этого газового конфликта: давайте подготовим новую Энергетическую хартию или новую версию Энергетической хартии. Но какую? Она не должна быть односторонне направлена в пользу потребителей. Да, потребитель - уязвимая сторона, но иногда нужно думать и о производителях, и о транзитных государствах, иначе невозможно договориться. А та хартия, которая действует сегодня, она все-таки в значительной мере подчинена интересам потребителя.
Я сейчас дал поручение, и наше правительство, а также наши крупнейшие компании готовят предложения по новой Энергетической хартии. Как и обещал, я обязательно привезу ее и отдам нашим партнерам, может быть, в Лондоне, а может быть, в Италии, но надеюсь, что в Лондоне.
Об отношениях с ЕС
Кризис на Кавказе в августе, соответствующие агрессивные действия нашего соседа и газовая проблема - они, конечно, создают напряжение, и напряжение в Европе. Мы не можем этого не признавать. Но в то же время мы исходим из того, что в нормальных отношениях с Российской Федерацией заинтересованы все европейские государства, равно как и Российская Федерация заинтересована в хороших партнерских отношениях с Евросоюзом и с отдельными государствами Европы. У нас сейчас есть договор. Он в целом пока хотя и истек во времени своего действия, но он тем не менее применяется. Новый договор, он точно нужен. Причем, на мой взгляд, это должен быть общий документ, который будет сопровождаться целой серией самых разных соглашений по разным вопросам. Но, еще раз повторяю, это не способ стимулирования России, это документ, который нужен всем нам. Только из этого я бы и исходил. А вот из этого документа уже должны вытекать самые разные договоренности.
О правах человека
Мы не идеальное государство, у нас тоже весьма много разных проблем, в том числе и с обеспечением прав человека. Самое главное - не делать вид, что их не существует, а стараться методически уменьшать количество таких случаев. Есть элементарные права, по которым мы, к сожалению, пока не достигли успехов. Я имею в виду защиту человека от преступлений, от посягательств на его личную жизнь, защиту собственности.
О социальном договоре
Кризис всегда создает проблемы для государства, создает проблемы для обычных людей и, естественно, порождает напряжение в обществе. И говорить обратное - это означало бы говорить неправду. Но говорить о том, что, скажем, те изменения, которые произошли, способны драматическим образом изменить ситуацию в стране, я думаю, что это невозможно по нескольким причинам. Мы не должны допустить, чтобы уровень жизни в стране откатился к стандартам 90-х годов, когда значительная часть нашего населения была просто очень бедной, а сейчас все-таки ситуация стала существенно лучше. Даже в тех случаях, когда мы принимаем новый бюджет и вынуждены урезать его отдельные части, прежде всего речь идет об инвестиционных проектах, но мы стараемся не менять социальные стандарты. Поэтому тот самый социальный пакт, о котором вы говорите, то есть нормальное взаимопонимание между властями, с одной стороны, и гражданами - с другой, - это огромное достижение прежнего периода. Мы должны сделать все для того, чтобы сохранить социальное спокойствие и благополучие в стране.
О мировой финансовой архитектуре
Сейчас мы дозрели до того момента, когда мы можем создать уже принципиально новую, более справедливую финансовую систему, не потому, что прежняя оказалась какой-то порочной, но она просто устарела. Поэтому мы договорились, что результатом следующего раунда работы в Лондоне должно быть поручение о подготовке международных конвенций на эту тему. То есть старт работы над новой бреттон-вудской системой. Пока я могу сказать, что, мне кажется, мы двигаемся очень медленно. А развитие кризиса нам такой возможности не дает, потому что дно кризиса не достигнуто, конечная точка падения не пройдена, глубина падения нам неизвестна. Договорились бы о системе верификации рисков; о том, как действуют крупные корпорации; договорились бы о страховании; договорились бы о контроле за макроэкономическими показателями в ведущих европейских государствах и в других мировых государствах. То есть, иными словами, договорились бы о том, чтобы эта новая система стала более современной.
Полный текст интервью Дмитрия Медведева читайте на сайте www.kremlin.ru