02.03.2009 03:00
Культура

Продюсер Сергей Ливнев: В России снимают слишком много плохих фильмов

Продюсеры Ренат Давлетьяров и Сергей Ливнев о будущем отечественного кинобизнеса
Текст:  Сусанна Альперина Оксана Нараленкова
Российская Бизнес-газета - : №0 (694)
Читать на сайте RG.RU

В "РГ" за 17 февраля напечатано интервью с генеральным директором "Мосфильма" Кареном Шахназаровым "Кризис: дубль первый" о сегодняшних проблемах российского кинематографа. О том, что ожидает отечественный кинобизнес в условиях экономического кризиса, мы попросили высказаться продюсеров Рената Давлетьярова и Сергея Ливнева.

Патриотизма за деньги не бывает

Российская газета:  Когда перестанут снимать плохое кино?

Ренат Давлетьяров:  Я думаю, что плохое кино перестанут снимать, но перестанут снимать и хорошее. И не забывайте о соотношении - никогда не будет много хорошего и мало плохого. Всегда будет какой-то планктон из среднего фильма.

РГ:  Может, усилятся какие-то требования к фильмам по качеству?

Давлетьяров: Единственное положительное влияние кризиса в том, что падают цены. В последние годы они у нас превышали европейские. При том, что мы стоим в начале пути и у нас есть огромные проблемы. Например, нас даже смешно сравнивать с относительно небольшими Германией и Францией по количеству кинозалов. У нас 1600 залов на страну - капля в море. Их должно быть тысяч десять. Бизнес выстроил систему проката кино практически без помощи государства. А сейчас, мне кажется, пришло время государства. Вместо этого кинематографическое сообщество возбуждено слухами: рождается какой-то проект патриотического кино по государственному заказу стоимостью по 200 миллионов рублей за один фильм. Я вас уверяю, это все кончится позором. Не бывает патриотизма за гранты по 200 миллионов! За последние несколько лет было снято несколько патриотических полотен, не буду их называть… Посмотрите, что произошло с этими фильмами!

И вторая часть, важнейшая, на мой взгляд, проблема, на которой государству надо сосредоточиться, это - видеопиратство. Не могут ни Союз кинематографистов, ни Гильдия продюсеров победить пиратство. Это государственная проблема, которую надо решать комплексно.

РГ:  Но билет в кино сегодня стоит в московском кинотеатре 250-350, а в VIP-зале 1000 рублей за сеанс. Любой подросток понимает, что на эти деньги можно купить несколько дисков по сто рублей и посмотреть их дома с друзьями всей компанией. Или еще дешевле - бесплатно скачать из Интернета.

Давлетьяров: У нас нет системы единого электронного билета с одинаковой ценой. Есть утренний сеанс, дневной, вечерний. Есть VIP-зал, простой зал… Цены абсолютно разные. Смотреть фильмы гораздо дешевле, чем, скажем, посещать ночной клуб. Но вернемся к единому электронному билету. Разговоры вокруг него ведутся 10 лет! Проблема заключается  в том, что по разным подсчетам специалистов при прокате картины  недобирается  20-30 процентов вырученных средств. Знаете, что  делают?  В других типографиях печатаются ленты билетов с такими же номерами и так далее. К счастью, недавно приняли закон: ввести электронный билет с 1 января 2010 года. Вопрос: почему не сейчас?

РГ:  Что такое электронный билет?

Давлетьяров: Это когда существует единый стандарт, и все лицензированные кинотеатры соединены в единую сеть. И тогда в компьютере я вижу: билет продан в Тамбове, в Комсомольске-на-Амуре, в Москве. Во всем мире подобное практикуется уже давно.

РГ: Вы - президент нескольких кинофестивалей отечественного кино за рубежом, ездите по миру и представляете российское кино. Выживут ли наши фестивали? 

Давлетьяров: Они не проводятся целиком за государственный счет - часть средств предоставляют партнеры из стран, где мы проводим киносмотры. Эти связи налаживались и отшлифовывались много лет. Конечно, жаль и своих трудов, но грустно и оттого, что могут исчезнуть площадки, которые уже имеют свою публику, свою прессу и, по сути, стали единственным каналом информации о российском кино в этих странах.

РГ: Что касается вашей компании - каких премьер ждать?

Давлетьяров: Сейчас в прокат вышел триллер "Юленька". В 2009 году будут две большие картины. Есть идеи, есть средства их реализовывать. Есть предложения из-за рубежа.

РГ:  Почему вы не делаете, как многие, одновременно многосерийный телевариант?

Давлетьяров: Я бы, может, и мечтал так сделать, но мне жалко фильм: кино при этом неизбежно страдает. Мы пытались так делать. В частности, первую "Любовь-морковь". Но потом опомнились. Нет, не надо нам такого сериала!

Справка "РГ"

Ренат Давлетьяров начинал постановщиком декораций на "Мосфильме". Был заместителем директора картины "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", директором нескольких фильмов. В 1995 году стал исполнительным, а позднее генеральным директором Московского международного кинофестиваля. С 1997 года по настоящее время - генеральный директор компании "Интерфест". Продюсер Недель российского кино в Нью-Йорке, Париже и Берлине. Возглавляет Международный фестиваль продюсерского кино "Кино-Ялта" и Международный фестиваль современного кино "Завтра". Последние картины, где Давлетьяров выступил как продюсер: "Любовь-морковь", "Любовь-морковь 2", "Индиго". Сейчас в прокат вышел триллер "Юленька".

Смех за три копейки

Российская газета: Вы какое-то время возглавляли Киностудию имени Горького, затем отправились в Голливуд. Сотрудничали с Роджером Корманом, режиссером малобюджетных фильмов. Чему научила вас американская продюсерская школа?

Сергей Ливнев:  Я уехал в Америку в 1999 году, когда казалось, что в России кино не будут снимать больше никогда. У нас на студии имени Горького были малобюджетные проекты, которые в то время звучали громко. Мы их старались снимать на маленькие деньги, чтобы они могли окупиться даже при отсутствии прокатного рынка. Это были ужастик "Упырь" с Алексеем Серебряковым, "Мытарь" Олега Фомина, очень хорошее кино "Сочинение ко Дню Победы" Сергея Урсуляка, "Страна глухих" Валерия Тодоровского. Не самые последние фильмы, хоть и дешевые. В Штатах тогда вышел "Гладиатор" с Расселом Кроу. А Корман умеет "подсесть на раскрученный бренд" - придумать, как за три копейки сделать что-то, что будет вызывать интерес. И вот на волне успеха "Гладиатора" он решил сделать фильм "Гладиатрикс" про женщин-гладиаторов и предложил мне его спродюсировать за 200 тысяч долларов. Тогда в российском кино была безработица, практически как сейчас. Производство стоило дешево. Я обратился к Тимуру Бекмамбетову, так мы сделали с ним первый фильм на английском языке. Тимур обладает способностью делать "кино с размахом" из ничего.

Работая в США, я научился понимать, для кого мы делаем кино: для зрителя. Если режиссер делает кино просто потому, что ему это нравится, то пусть пишет стихи. Этот принцип в Америке неприемлем и должен перестать быть приемлемым в России. Мы работаем в индустрии, работаем для зрителя и рискуем чужими деньгами - к этому надо относиться уважительно. Существует кино, которое не ставит задачей давать прибыль и финансируется государством, но кино коммерческое строится по другим законам. Российские кинематографисты в большинстве этого понимать не хотят, и в этом основная причина проблем нашего кино.

РГ:  Что можно выделить на фоне всплеска продюсерского кино в России? Каковы перспективы нашего кинопроизводства?

Ливнев:  Пример грамотного продюсирования - "Любовь-морковь" и "Любовь-морковь 2". Найдена ниша, ведь такого кино раньше на нашем экране не было. Отличный кастинг, четко вычислено, кто должен исполнять главные роли. И главное - все сделано в пределах скромного бюджета. Оба фильма принесли хорошую кассу.

РГ:  А как же "Обитаемый остров", один из самых громких проектов по бюджету, рекламе и раскрутке?

Ливнев: Перспектив у таких фильмов на рынке в России нет. И нет нигде, кроме США. Может быть, в исключительном случае могут быть успешны подобного рода и размаха французские фильмы, но снятые на английском языке. Кино на русском языке, с русскими артистами, с таким огромным бюджетом - бесперспективны как коммерческий продукт.

РГ:  За чем тогда будущее: за русскими триллерами и комедиями с небольшим бюджетом?

Ливнев:  Прежде всего - за комедиями. Наша компания собирается развивать именно это направление. Хулиганские, романтические комедии, комедии положений. 5 марта выходит "Любовь в большом городе" - настоящая романтическая комедия.

РГ:  Риски в связи с выходом фильма в прокат сейчас выросли?

Ливнев: Мы запустили этот фильм в производство до кризиса и с самого начала хотели его выпустить к 8 Марта. Понятно, что в долларовом исчислении сборы от проката упали, а фильм снимался в Нью-Йорке - там рубли не принимают.

РГ:  Если сравнить масштабы кризиса в киноиндустрии у нас и в США - они сопоставимы?

Ливнев: Конечно, нет, хотя в США тоже запускается меньше фильмов, особенно страдает независимый кинематограф. Но запас прочности там намного больше. Американское кино делается не только для США, но и для всего мира, а российское в лучшем случае только для России, хотя большая часть российского кино делается вообще ни для кого. Просто для того, чтобы осваивать деньги. Раньше многие люди вкладывались в кино от избытка денег и от скуки. Сейчас у них возникли свои проблемы, им уже не до этого приятного хобби. Я считаю, что в России снимают слишком много фильмов. При том, что большая часть из них - чудовищные, и делаются они только потому, что удалось достать деньги у государства либо у частных лиц. Уровень непрофессиональности беспрецедентный. Огромное количество таких фильмов отпугивает зрителя от российского кино, он понимает, что на отечественный фильм больше не пойдет - это главная причина кризиса российской киноиндустрии. В этом смысле кризис экономический окажет на кинопроизводство благотворное влияние. Непрофессионалы уйдут.

Справка "РГ"

В 1988 году Сергей Ливнев в соавторстве с Сергеем Соловьевым написал сценарий фильма "Асса", ставшего одним из самых успешных российских фильмов "на заре перестройки". В 1991 году вместе с Валерием Тодоровским и Игорем Толстуновым основал одну из первых независимых российских кинокомпаний. Стал режиссером, сценаристом и продюсером фильма "Кикс", который получил награду на МКФ в Карловых Варах. Затем был "Серп и Молот", выигравший Гран-при фестиваля в Сан-Рафаэле, и еще около двадцати картин, снятых при его продюсировании.

 Обсудить материал в блоге автора

 Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"

Кино и ТВ