Для российских финансовых рынков февраль оказался месяцем затишья: прекратилось падение рубля, сохранил достигнутые уровни российский фондовый рынок. Эксперты задаются вопросом, есть ли основания рассчитывать на то, что стабилизация станет долгосрочной. Но, увы, пока не находят оснований для оптимизма: на мировых рынках капитала по-прежнему бушуют бури, волны которых, безусловно, будут докатываться до российского финансового корабля.
Для России во второй половине февраля начал формироваться мощный поддерживающий фактор: цены на нефть, уже в январе приостановившие падение, подтвердили "нежелание" падать ниже $40 за баррель. Постепенно выясняется, что при текущих ценовых уровнях мировое потребление нефти и нефтепродуктов оживает: в частности, прекратили расти коммерческие запасы в США. При этом ОПЕК вновь готовится к сокращению квот на поставки нефти на мировой рынок, стремясь поддержать ценовые уровни. Заседание ОПЕК намечено на 15 марта; в феврале одиннадцать государств, входящих в ОПЕК и подпадающих под действие квот, снизили добычу на 3,8% - до 25,3 млн баррелей в сутки (данные PetroLogistics Ltd).
Приостановка падения нефти дает России передышку, однако не позволяет рассчитывать на стабилизацию в долгосрочной перспективе: нужны новые механизмы поддержки инвестиций, над которыми правительство работает. Однако результаты работы будут видны лишь в долгосрочной перспективе, а глобальный кризис развивается быстро. Так, шоком стало сообщение о том, что американский ВВП снизился в IV квартале 2008 года более чем на 6%. Еще более существенное падение, как известно, наблюдается в Японии.
Одной из острейших проблем остается состояние американского финансового сектора: убытки ряда крупнейших банков и страховых компаний делают национализацию практически неизбежной и, самое неприятное, порождают огромное давление на государственные финансы США. Впрочем, эксперты не исключают, что Европе также придется в дальнейшем пройти через похожие проблемы, а потому и воспринимают негативную информацию по Citigroup и AIG как повод к собственному падению.
Цифры по ВВП в Европе пока выглядят не такими катастрофичными (снижение в ключевых странах оценивается в 1-2%), но здесь есть свои проблемы - Восточная Европа. В последние годы развитие экономик Восточной Европы шло за счет быстрого наращивания внешней задолженности (преимущественно на корпоративном уровне), а сейчас кредитные рынки сжимаются. Следствие - острота проблем: наибольшее давление испытывают Украина, Прибалтика, Болгария.
Острым вопросом является валютная политика европейских стран в условиях кризиса. Страны, готовящиеся к вступлению в еврозону, стремились синхронизировать курсы своих валют с евро. Однако углубляющийся экономический спад делает такую валютную политику все менее устойчивой: "спасением" для таких стран могло бы стать экстренное вхождение в зону евро, т.е. полный отказ от национальной валюты. Однако на встрече ЕС 1 марта в Брюсселе Евросоюз отказался рассматривать вопросы экстренной поддержки такого рода: в противном случае под угрозу могла бы быть поставлена системная устойчивость всего объединения.