В периоды экономических потрясений, какие сегодня переживает мир, даже самые мощные производители начинают испытывать острую потребность в сотрудничестве с государством. Эта тенденция набирает силу в России, в развитых экономиках Запада. Тем интереснее обратиться к опыту Беларуси, где металлургия за весь постсоветский период так и не перешла в управление частного капитала. И тут интересен опыт Белорусского металлургического завода. На фоне потока информации о падении производства отрадно узнать, что БМЗ сохраняет прибыли и рыночные позиции, терпеливо продвигает свою продукцию даже с некоторым увеличением объема продаж и строит дальнейшие инвестиционные планы.
О том, как складываются сегодня дела на предприятии, как строится его работа в союзе с государством, рассказывает генеральный директор РУП "Белорусский металлургический завод" Николай Андрианов.
- Спад мировых рынков не выглядит как нечто неожиданное, - считает он. - Даже если бы не было краха американской ипотеки, банковского кризиса, дело определенно к тому шло. Все видели, какими непомерными темпами повышались цены на продукцию и сырье. Поверить в то, что столь фантастический рост был простым проявлением игры свободных рыночных сил, трудно. Мое мнение: за глобальным повышением стоял синдикат, заинтересованный в резких колебаниях рынков, это была попытка "убить" мелких производителей. Конъюнктура раздувалась искусственно, а все искусственное рано или поздно прекращает жить.
Несмотря на то что БМЗ - экспортно ориентированное предприятие и полностью зависит от внешних рынков, мы намерены продолжать работать в обычном режиме. Конечно, сразу потерять 50-60 процентов в цене выпускаемой продукции для любого производителя болезненно. Но вместе с металлом, хотя и с некоторым отставанием, дешевеет сырье. С одной стороны, падает выручка от реализации, с другой - есть возможности для поддержания рентабельной работы. В принципе ведь важны не абсолютные ценовые уровни, а прибыль, которую нужно и можно сохранить.
Особого внимания требуют внутренние затраты на производство. У нас на предприятии создана, считаю, одна из лучших систем управления эффективностью работы, учета использования основных ресурсов и стимулирования их экономии. Данная система охватывает работу всех цехов, участков, служб, обеспечивая постоянный контроль необходимых показателей, и благодаря этому отлаженному механизму мы сегодня имеем возможность усилить процесс снижения затрат с помощью всех рычагов экономического воздействия, чем и будем заниматься.
В кризисных ситуациях существенно возрастает риск потери завоеванных рыночных позиций и ниш. Надеемся, с нами такого не произойдет. БМЗ имеет репутацию исключительно надежного, добросовестного поставщика, и мы с еще большей тщательностью выполняем свои обязательства перед партнерами. В отношениях с новыми клиентами стараемся идти навстречу их пожеланиям. На рынках ведем себя предельно корректно и ни в коем случае не допускаем того, что могло бы быть расценено как демпинг.
К обеспечению устойчивой работы в непростых экономических условиях нас подвигают не только интересы завода, но и осознание своей ответственности перед государством. В отличие от подавляющего большинства компаний мировой черной металлургии БМЗ не имеет собственников-акционеров и на 100 процентов контролируется правительством Беларуси. С точки зрения организации бизнеса мы практически ничем не отличаемся от частного предприятия: там распорядитель - частный хозяин или инвестор, у нас в этой роли выступает правительство, а директор в любом случае остается наемным менеджером, выполняющим свою работу за установленную зарплату. Но есть принципиальная особенность в распоряжении активами. Прибыль, которую зарабатывает завод, поступает не на дивиденды, а в доход государства и в соответствии с государственными программами вкладывается в экономику страны, региона и на поддержание социальной сферы. При этом значительная часть прибыли, остающаяся в нашем управлении, реинвестируется в дальнейшее развитие производственных мощностей.
Что касается инвестиций, сегодня это очень важный момент, поскольку поддержание инвестиционного процесса напрямую связано с кредитованием, а текущее состояние кредитного рынка вызывает большую тревогу. На 2008 год мы планировали вложить в проекты модернизации и развития 280 млрд белорусских рублей (140 млн долларов), и эта программа практически выполнена. Надо признать, правительство предлагало нам осуществить более крупные инвестиции. Однако мы предпочли работать по плану и не выходить за рамки, которые подсказывала финансовая целесообразность, чтобы не подвергать излишнему риску экономику завода в целом. Солидные инвестиционные заделы позволили нам уверенно войти в 2009 год.
Мы приветствуем свободное движение людей и знаний в металлургической сфере. Оно всем на пользу, поскольку способствует росту потенциала каждого производителя. Мы хорошо помним, что четверть века на построенный "с нуля" Белорусский металлургический завод прибывали рабочие и специалисты из других республик СССР, особенно из России. Сегодня многие наши кадры работают на российских предприятиях. Можем только гордиться, что на специалистов БМЗ столь высокий спрос, свидетельствующий о признании белорусской школы металлургов. Хотя в последнее время почти никто не уезжает - зарплата здесь достойная, условия труда привлекательные, появляются все новые перспективы роста.
Сегодня численность персонала на Белорусском металлургическом заводе составляет 12 тысяч человек, в целом в производственном объединении БМЗ 20 тысяч. В состав объединения входят 4 завода, и в обозримой перспективе появится еще одно предприятие металлургического профиля. По отношению к ним РУП "БМЗ" выполняет роль локомотива, который подтягивает за собой остальных. Мы содействуем им в проведении инвестиционной политики, выполнении планов реконструкции. Если возникают проблемы, посылаем специалистов, размещаем дополнительные заказы. Словом, делаем все необходимое, чтобы эти предприятия успешно развивались и металлургическая промышленность Беларуси шла в ногу со временем.