Сразу после завершения очередных региональных выборов, объединенных в единый день голосования, глава ЦИК Владимир Чуров побывал на "деловом завтраке" в редакции "Российской газеты", где подвел предварительные итоги очередного электорального цикла и рассказал об особенностях российской избирательной системы.
Российская газета: Владимир Евгеньевич, в чем, по вашему мнению, особенность прошедших выборов? В чем отличие от прошлых региональных кампаний?
Владимир Чуров: Это был напряженный день. Прежде всего для избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов. Конечно, он был напряженным и для кандидатов. По сравнению с предыдущим единым днем голосования количество избирательных кампаний всех уровней увеличилось в три раза. По всей России прошло почти три с половиной тысячи кампаний, в выборах участвовали избиратели 79 из 83 субъектов. По сути, появление в законе понятия единого дня голосования привело к тому, что мы ежегодно имеем две федеральные кампании. Де-юре они, конечно, не общефедеральные, они не регулируются федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах президента РФ, но они регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В единый день голосования в списки избирателей внесли пятую часть всего избирательного корпуса, а это, по сути, федеральный масштаб. Конечно, при проведении таких выборов возникает колоссальное напряжение, но тут есть и много плюсов.
Первый плюс - для партий. Четкий график, активное участие в избирательной кампании два раза в год позволяет им уже сейчас хорошо подготовиться и к выборам депутатов Госдумы шестого созыва в 2011 году, и к выборам президента в 2012 году. Не у всех партий хватает организационных ресурсов для участия в едином дне голосования, хотя мы стараемся информировать партии о предстоящих избирательных кампаниях задолго до их начала, чтобы они могли заранее рассчитать свои силы.
При подготовке к голосованию происходили и весьма забавные вещи. Например, в одной из кавказских республик обнаружился член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от одной из партий, который прописан в Москве и одновременно баллотируется кандидатом в депутаты в Татарстане. Получается, что он является членом комиссии одного субъекта, живет в другом субъекте, а кандидатом баллотируется в третьем.
РГ: А это запрещено законом?
Чуров: Нет, закон этого не запрещает. Можно даже участвовать в бесконечно большом количестве выборов, но мандат разрешается принять только один.
Еще одно преимущество единого дня голосования заключается в том, что мы создаем Единый информационный центр в Москве. Его значение огромно, мы создаем общее единое информационное пространство для всех граждан России, они получают больше информации о том, как развивается политический процесс, как идут выборы у их соседей.
На мой взгляд, единый день голосования - это большое демократическое завоевание. Правда, для избирательных комиссий и политических партий это дополнительный объем работы. Но наши сотрудники должны быть в постоянной готовности проводить единый день голосования два раза в год.
РГ: Наши собкоры в регионах отмечают, что на прошедших выборах было крайне мало наглядной агитации. Многие кандидаты даже не выступали со своей программой. Может быть, сказывается влияние финансового кризиса?
Чуров: Я думаю, что нет. Такая картина была характерна далеко не для всех регионов. Кстати, несмотря на кризис, увеличилась величина избирательных фондов. К примеру, с марта 2005 года сумма избирательных фондов во Владимирской области увеличился с 16,7 миллиона рублей до 38,4 миллиона, в Волгоградской области в 2003 году было 13,6 миллиона рублей, а сейчас - более 45 миллионов. В Карачаево-Черкесии с 2004 года количество средств в избирательных фондах увеличилось с 670,7 тысячи рублей до 3,3 миллиона рублей. Средняя величина избирательного фонда существенно выросла во всех без исключения 9 субъектах, где проходили выборы в законодательные органы власти. В целом по России по итогам предыдущих выборов в избирательные фонды всех партий поступило 109,3 миллиона рублей, а по итогам только что прошедших выборов - около 160 миллионов рублей. Таким образом, гипотеза о сокращении финансирования избирательных кампаний со стороны партий в целом не подтверждается.
Более того, не подтверждается и гипотеза о низкой явке. Как вы знаете, явка по 9 субъектам, где проходили выборы в региональные органы законодательной власти, уменьшилась менее чем на один процент. Мы еще не имеем подробных сведений о среднем уровне явки на муниципальных выборах, но, по предварительным данным, он тоже несколько выше, чем на аналогичных кампаниях, не совмещенных с выборами другого уровня.
Полный текст "делового завтрака" с Владимиром Чуровым читайте в одном
из ближайших номеров "РГ"