05.03.2009 03:00
Общество

Александр Кибовский подверг критике качество реставрационных работ, проводимых РПЦ

Росохранкультура подводит первые итоги своей работы
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4861)
Читать на сайте RG.RU

Росохранкультура была образована в мае 2008 года, реальная работа началась только в июле, но и за эти полгода многое удалось сделать.

Руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Александр Кибовский подвел итоги работы прошедшего года и поделился планами на будущее.

Александр Кибовский напомнил, что в ведении Росохранкультуры находятся только те памятники истории и культуры, которые указаны в перечне, утвержденном правительством России, остальные переданы в ведение субъектов Федерации. Вот тут-то и возникают проблемы - несовершенство законов, возможности различных их толкований и бездействие контролирующих органов (не могут же регионы проверять сами себя). По словам Александра Кибовского, на сегодняшний день из 83 субъектов РФ предписанные им полномочия по охране памятников полностью не выполняет никто.

В прошлом году сотрудники Росохранкультуры смогли оперативно провести серьезную работу в Южной Осетии после всем известных печальных событий. Они составили подробный отчет о состоянии всех памятников, находящихся на этой территории, который потом направили в Следственный комитет. По словам Кибовского, этот "сложный документ" доказывает "полное нарушение всех требований Гаагской конференции по защите культурных ценностей в ситуации вооруженных конфликтов".

Александр Кибовский подверг критике качество реставрационных работ, проводимых Русской православной церковью.

- Сегодня у нас из бюджета на памятники религиозного назначения денег выделяется в четыре раза больше, чем на светские, - пояснил он. - Но у нас есть большие вопросы, связанные как с освоением этих средств, так и с качеством проводимых работ. Где-то мы видим хорошие примеры реставрации, где заказчиками выступают монастыри и церковь. Но, к сожалению, есть и обратные примеры. Не все служители церкви понимают, что охрана культуры и реставрация памятников являются делом универсальным.

Александр Кибовский прокомментировал ситуацию и с Центральным домом художника. По закону это здание не может быть признано памятником, потому что еще не перешагнуло необходимый для этого 40-летний возрастной рубеж.

- Вопрос, связанный с ЦДХ, не входит в нашу компетенцию, и я не являюсь лицом, которое приглашают на совещание по этой проблеме, - отметил глава Рос охранкультуры.

Планы на будущее у ведомства Кибовского грандиозные - предстоит тяжелая работа. Они собираются вплотную заняться культурными ценностями, принадлежащими России, но оставшихся на территории бывших республик после распада СССР. Еще одна серьезная проблема - ценности, пропавшие в годы Великой Отечественной войны. Вопреки расхожему мнению, что большинство из них вывезено за границу, многие находятся в России у частных коллекционеров. Особую головную боль сотрудникам Росохранкультуры доставляют музейные фонды и хранилища, работающие по правилам, принятым еще в 1985 году.

История Минкультуры