05.03.2009 04:00
Общество

Москвичи отказались от дорогих покупок из-за кризиса

В ювелирных магазинах не выстраиваются очереди даже в канун 8 Марта
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4861)
Читать на сайте RG.RU

"Какая безработица? В магазинах, кафе и на рынках Москвы порядка 46 тысяч вакансий. Приходите, работайте, буду только рад!" - заявил вчера на пресс-конференции руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков.

По его словам, больше всего кадров не хватает именно в торговле. "Открыли в минувшую субботу громадный торговый центр на Дмитровском шоссе, а работать некому, продавцов не хватает", - сетует он. И на всякий случай назвал телефон "горячей линии", куда можно позвонить по вопросам трудоустройства: 784-63-16.

В целом с торговлей в столице, по словам главы департамента, дела обстоят пока хорошо. По обеспеченности торговыми площадями на душу населения Москва даже обогнала Европу. Больше магазинов разве лишь в таких крупных мегаполисах, как Париж, Рим, Мадрид. Поэтому даже если в нынешнем году и не удастся открыть больше тысячи новых предприятий торговли, общепита и сервиса, как прежде происходило каждый год, то ничего страшного не произойдет.

"В свое время мы выявили 680 проблемных точек в городе, где ощущался острый дефицит магазинов шаговой доступности. Теперь такие магазины практически везде появились", - рассказал Малышков. Не уменьшается и количество предприятий общепита. В прошлом году закрылись 215 ресторанов и кафе, за два месяца этого года - еще 25. Но свято место пусто не бывает. В течение прошлого года и двух месяцев нового открылось 358 новых точек для приятного проведения досуга. В итоге в общей сложности их стало на 118 даже больше.

Причем кафе и рестораны не утратили популярности у москвичей и в нынешние непростые времена. В сетях экономкласса ("Му-Му", "Елки-Палки", "Тануки", "Якитория" и других) число посетителей, по словам Малышкова, не уменьшается. Тем более что почти повсеместно москвичам предлагают либо скидки, либо антикризисное меню, либо бизнес-ланчи по цене от 99 до 250 рублей. Кафе и рестораны идут на это, снижая торговые наценки. В среднем цены упали на 20-25 процентов. Торговый оборот на 25-30 процентов снизился лишь в дорогих ресторанах.

Товарооборот торговых предприятий с начала года тоже особо не уменьшился. Зато уже ясно видно, что москвичи отдают предпочтение более дешевым товарам. "Это видно по чекам, - отметил Малышков. - В среднем по городу стоимость чека упала на 15-35 процентов".

Единственные, кто заметно потерял покупателей, - это бутики. "Сейчас не время покупать дорогие товары, - пояснил руководитель департамента. - Даже в преддверии 8 Марта мужчины не спешат скупать драгоценности. Раньше в канун этого праздника в ювелирных магазинах очереди к кассам выстраивались. А сейчас такого ажиотажа нет".

Снижается у москвичей и популярность услуг прачечных и бань. "Стирают дома, да и в парной себе отказывают, дорогим стало это удовольствие, - посетовал Малышков. - А жаль! Мы так старались, развивали сеть бытового обслуживания". К сожалению, оборудование и ингредиенты, используемые в прачечных, банях, импортного производства. С ростом курса доллара выросли и цены на них. И это-то как раз и отпугивает жителей столицы.

Социология Товары и цены Москва Столица