На крохотном участке земли пытается выжить целый табун лошадей.
Бывшая детская конноспортивная школа на окраине Азова сегодня производит удручающее впечатление. Небольшая территория с несколькими обветшалыми строениями отгорожена таким же ветхим забором. Особенно режет глаз контраст нищеты и запустения с великолепными домами, расположенными через дорогу. Двухэтажные особняки оттеснили конюшню на небольшой клочок земли, лишив ее обитателей условий для существования и пропитания.
Грустная картина исчезает, когда из полуразвалившегося сарая "вылетает" несколько десятков статных лошадей. Это Ранг и его многочисленный гарем, о котором он проявляет очень трогательную заботу. Остальные красавцы жеребцы появляются позже, для них отведено место за соседней перегородкой.
- Здесь несколько поколений лошадей, и как им выжить, неизвестно, - рассказывает бывший руководитель азовской конноспортивной школы Людмила Шеховцова. - Нынешней снежной зимой кони остались без сена и съели деревянную перегородку, отгораживавшую жеребцов от молодняка. В драке поранили жеребенка.
Почти двадцать лет назад на этом месте были буераки. При помощи энтузиастов - детей и их родителей - они были выровняны, построены деревянные помещения для лошадей и препятствия для занятий конкуром. Организовать конноспортивную школу на окраине Азова Людмиле Шеховцовой помогал горком комсомола, местный спорткомитет.
Школа имела капитальные манежи, левады. На основании государственного земельного акта в бессрочное пользование ей передали более четырех гектаров земли, на которые со временем и положили глаз застройщики. Один за другим здесь стали расти особняки.
Шеховцова подала в арбитражный суд иск на городскую администрацию по поводу незаконного изъятия земли и выиграла его. Но к тому времени дома уже построили, и добиться их сноса оказалось нереально.
Заниматься выездкой лошадей стало просто негде, как негде и выращивать для них корма. Для животных наступило в буквальном смысле голодное время. Жители поселка разделились на два лагеря - сочувствующих лошадям и враждебных к такому соседству.
Первые приносят им хлеб, овощи, лекарства, вторые выражают недовольство их существованием.
Когда положение стало совсем критическим, Людмила Шеховцова стала бить во все колокола. Первой откликнулась семья Тенчуриных, которая привезла девять рулонов сена, купленных на средства, собранные сотрудниками Центральной больницы Ростова. Коллектив областного госпиталя ГУВД собрал восемь тысяч рублей. Горожанин доставил мешок отрубей и четыре мешка ячменя. Ростовская фирма привезли фуру силоса.
- Такое тяжелое положение у животных последние два года, - говорит владелица одного из близлежащих особняков Надежда, сочувствующая четвероногим соседям. - Раньше было не так застроено, у лошадей было пастбище, манежи, дети занимались верховой ездой, и сейчас они помогают ухаживать за животными. Жители поселка хотели бы, чтобы в Азове была конноспортивная школа, но для нее нужно выделить новое место, и без помощи властей этот вопрос вряд ли решить. Местной администрации надо пойти навстречу Людмиле Шеховцовой, ведь район у нас казачий, и лошади - это же такая радость.
Сама Шеховцова считает, что если бы ей оказали помощь в оформлении хотя бы оставшегося клочка земли, то на средства от его продажи можно было бы построить помещения для лошадей в другом месте. Ее мечта - возродить конноспортивную школу и открыть реабилитационный центр для детей-инвалидов для занятий иппотерапией. Это одна из эффективных методик лечения детей с тяжелыми нарушениями развития посредством верховой езды.
Владимир Парфенов, заместитель главы администрации города Азова:
- Бывшая детская конно-спортивная школа не может претендовать на участок земли, на котором она находится. Потому что когда она его получила, юридическое название организации было другим. Чтобы, допустим, создать городскую конно-спортивную школу, нужны средства, бюджет же города сверстан на три года.