По прямой команде Юрия Чайки Генпрокуратура усилила защиту прав и интересов граждан. Сейчас прокуроры организуют своеобразный правовой ликбез для населения. О подробностях нововведения корреспонденту "РГ" рассказал заместитель Генерального прокурора Евгений Забарчук.
Российская газета: Прокуроры пошли в народ?
Евгений Забарчук: Так на самом деле и есть. Эта работа носит плановый характер. Сотрудники прокуратуры посещают образовательные учреждения, предприятия, участвуют в общественных мероприятиях, где обсуждаются правовые проблемы. Очень важным для себя мы считаем и работу с органами местного управления. Правовой нигилизм, к сожалению, присущ многим представителям власти, а страдают от этого в первую очередь простые люди. Только в Москве в прошлом году сотрудники прокуратуры более 600 раз выступали на заседаниях представительных и исполнительных органов власти.
РГ: А как простые граждане могут получить у прокуроров правовую консультацию?
Забарчук: В том числе и не выходя из дома. В 14 прокуратурах субъектов Федерации на своих официальных сайтах уже открыты специализированные разделы по правовому просвещению граждан, где можно получить ответы на интересующие вопросы. В остальных регионах общение ведется через интернет-приемные прокуроров.
РГ: Сколько времени прокурор может уделить общению с гражданами? Очевидно, что желающих получить квалифицированную помощь гораздо больше.
Забарчук: Вы правы, загруженность у прокуроров очень высокая. Но мы нашли выход из ситуации - заключили соглашение с вузами, готовящими юристов, о создании на их базе так называемых юридических клиник или общественных приемных. Такие приемные уже сегодня действуют в Республике Алтай, Иркутской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тульской областях и в ряде других регионов.
РГ: От произвола чиновников чаще всего страдают простые люди - трудяги, пенсионеры, старики. Как защищаться от власть имущих, они попросту не знают.
Забарчук: Такие люди в конечном итоге и приходят к нам. Я мог бы рассказать вам сотни разных историй, когда прокуратура исправляла так называемые ошибки властей. Вот один характерный пример из Новгородской области. Администрация Солецкого района отказалась предоставлять жилье воспитаннице детского дома Нине Ф. с малолетним сыном на руках. Причем у девушки был собственный дом, но его снесли в 2006 году. Молодая мама вынуждена была снимать себе угол в квартире, где не было самых элементарных удобств - ни воды, ни электричества. Прокуратура Солецкого района подала на администрацию в суд и выиграла дело. Аналогичные иски в районе были поданы в защиту еще двух детей, оставшихся без попечения родителей. В результате местная администрация объявила аукцион о покупке 3 квартир.
РГ: В наши сложные времена потеря крыши над головой становится особенно острой бедой. С ней они могут пойти в прокуратуру?
Забарчук: Граждане очень часто обращаются в прокуратуру за защитой своих прав на получение жилья. Причем помогаем мы не только сиротам. Прокуратура Биробиджана помогла восстановить свои права жителю этого города, который провел около двух лет в местах лишения свободы. Пока гражданин сидел, дом, в котором он проживал, снесли, а жителей расселили. О нем, естественно, никто в тот момент не подумал. И вот человек возвращается после освобождения в родной город, а дома нет. Он обратился в мэрию с законным требованием предоставить жилье, а ему предлагают встать в общую очередь.
Прокурор города сначала направил в адрес мэрии представление. Но поскольку глава администрации его проигнорировал, был подан иск в суд. Сегодня у этого гражданина есть крыша над головой.
РГ: Сейчас помимо жилья у людей еще и проблемы с работой. Сокращается производство, многих увольняют. Прокуратура следит, чтобы не было допущено беззакония?
Забарчук: Для нас сегодня это одно из самых важных направлений в работе. В настоящее время в Госдуму от имени президента внесен законопроект, который значительно расширяет права прокуроров по защите граждан, увольняемых работодателями. После его принятия прокуроры смогут более эффективно защищать интересы таких людей в судах. Но мы и сегодня внимательно следим за ситуацией и оперативно реагируем на нарушения, если они допускаются. Только за последние несколько месяцев прокурорами вынесено более 10 тысяч представлений о нарушении закона. Конечно, мы понимаем, что ситуация в экономике сегодня сложная и сокращения неизбежны. Но в таких условиях особенно важно, чтобы все делалось строго по закону.
РГ: Как вы находите общий язык с правозащитниками? Они никогда особо не жаловали правоохранительные органы, а теперь вы берете на себя часть их задач.
Забарчук: Расхождение наших позиций - одно из распространенных заблуждений. Правозащитники выступают против нарушения прав граждан, этим же занимаются и органы прокуратуры. Так что цели у нас схожие. Другой вопрос, что возможностей у нас больше, чем у представителей общественности.
РГ: Какие задачи вы считаете главными на этом направлении?
Забарчук: Прежде всего - борьба с правовым нигилизмом в самом широком понимании этого слова. Я имею в виду не карательные меры, а серьезную работу по разъяснению законодательства. Сегодня настало время для правового просвещения наших граждан. И мы этим активно занимаемся.