11.03.2009 01:59
В мире

Китайских "звезд" обязали нести ответственность за качество рекламируемых ими товаров

Китайских звезд накажут юанем
Текст:  Евгений Соловьев (Пекин)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4864)
Читать на сайте RG.RU

В Китае принят новый закон по обеспечению безопасности продуктов питания. Одним из главных новшеств этого документа стало появление статьи, согласно которой отечественные "звезды" кино, эстрады, спорта будут нести ответственность за качество рекламируемых ими товаров.

Как рассказал "РГ" автор данной поправки профессор пекинского Народного университета Ян Лисинь, необходимость нововведения назрела уже давно. Пора серьезно задуматься о защите прав потребителей, подчеркнул он, и о здоровье населения.

Толчком к изменению закона наверняка послужили до сих пор не утихающие страсти вокруг громкого скандала с детским питанием, в котором содержалось опасное вещество - меламин. Правоохранительные органы доказали, что именно некачественные молочные сухие смеси стали причиной гибели шестерых младенцев. А всего же в больницы страны попали почти 30 тысяч грудных детей. Родители пострадавших пытаются добиться материальной компенсации. Но от кого?

Компания "Саньлу", виновная в скандале, разорена и ушла с молотка, руководители молочного комбината и компаний-поставщиков - за решеткой и приговорены к высшей мере. Правда, государство обещало компенсировать расходы на лечение и последующую реабилитацию. В данном случае, возможно, помогло то, что это дело получило широкий резонанс не только в Китае, но и во всем мире.

А как быть, если огласка не столь мощная? Новый закон более четко устанавливает критерии контроля над качеством продуктов питания, а также отвечает на главный вопрос: кто виноват? По словам Ян Лисиня, в случае выявления вредных для здоровья и даже просто некачественных продуктов питания виновными будут признаны и производители, и поставщики, и те, кто пропагандирует такую продукцию - будь то в видеороликах или на фотографиях в печати. "Особый спрос должен быть с тех, кто широко известен в стране и использует свою популярность в коммерческих целях, - отметил он. - Ведь не секрет, что простые люди верят звездам и уверены, что те не могут их обмануть".

Отныне покупатель, не удовлетворенный качеством покупки, вправе потребовать компенсации не только с производителя, но и с того "парня", который убеждал его с экрана телевизора приобрести тот или иной товар. Если те откажутся платить, в дело вмешаются государственный союз по защите прав потребителей и в крайнем случае суд.

Так что теперь звезды и звездочки будут более осмотрительными в выборе и предложениях рекламодателя. Кстати, тому уже есть наглядный пример. На следующий день после принятия закона, который вступит в силу 1 июня, популярная китайская актриса Ни Пин заявила, что отказывается вообще от участия в рекламе. То ли боится подорвать репутацию, то ли опасается судебных исков. Тем более что за ее плечами уже имеется кое-какой негативный опыт: именно эта звезда долгое время была "лицом" молочной компании "Саньлу".

Китай