Второй раз подряд в Москве открыто и публично выбирали участника самого престижного песенного конкурса Европы. Претенденты сошлись вначале в кулуарном, а затем и в очном споре в прямом эфире.
До последнего момента их было 15. Но Константин Меладзе буквально в последний момент успел написать пронзительный и задушевный хит "Мамо" (те, кто привык к его глянцевым хитам для гламурного поп-трио "Виа Гра" удивились, но и порадовались). Благодаря тому, что композитор тоже входил в состав жюри, он смог убедить принять на конкурс и свою воспитанницу Анастасию Приходько.
Заметно было, что запись "Мамо" делалась буквально впопыхах и ограниченным числом музыкантов: помимо основного голоса в ней был прописан и бэк-вокал, спетый самой Приходько. В финале "Евровидения" это считалось бы недопустимым - там-то требуется, чтобы все вокальные дорожки звучали живьем, а лишь инструментал по желанию мог оставаться фонограммным. Впрочем, для отборочных национальных этапов эти требования уже не столь безапелляционны... Да и уж больно хороша, эмоциональна и проникновенна оказалась сама песня! Прозвучала "Мамо" самобытно, ярко, непридуманно-искренне. Низкий, сразу цепляющий тембр вокала, распевная - типично народная подача, подкупающая душевность и куражный драйв - вот и в зрительном зале у кого-то "Мамо" даже выбила слезы. И к тому же - вызвала подспудное желание подпевать, которого не было во время других конкурсных выступлений)...
В итоге отборочный конкурс показал, что если бы не "Мамо" и настойчивость Меладзе (как только ученицу утвердили, он "по этическим соображениям" справедливо вышел из состава жюри), то делать на "Евровидении" нам по большому счету было нечего - Россия боролась бы в лучшем случае за место в пятерке. А нынешний отбор в очередной раз вскрыл проблемы, которые с избытком накопились в российской эстраде...
Ведь Анастасия Приходько не зря победила с огромным отрывом - в 25 процентов зрительских голосов (в течение 15 минут можно было звонить по телефону или отправлять SMS - стоимость заранее не афишировалась, и только отдав один свой голос за Настю, я узнал, что "эсэмэска" обошлась недешево - в 35 рублей!). Следом шли: Валерия - 14, группа "Кватро" - 12, Алексей Воробьев - 10 и Анна Семенович - 8. Чуть поодаль - Полина Гриффис, которая спела так мощно, жарко и неистово, как не голосила ни в составе
"А Студио", ни в дуэте с недавним мужем датчанином Томасом Невергрином (впрочем, уже обосновавшимся в Москве и также спевшим в отборочном конкурсе - надеясь выступить на "Евровидении" за Россию). А вслед за лидерами, дальше - уже фактически пропасть: масса исполнителей подражательского толка, групп уровня студенческой самодеятельности, солистов, не способных мало-мальски управлять голосом и дыханием (как петь диафрагмой, наверное, учили в музыкальных школах далеко не всех?!). Что уж напоминать про английский с акцентом. Или про то, что, стараясь копировать Джастина Тимберлейка, уместно освоить заодно и его стильные джентльменские и танцевальные манеры...
Вроде бы уже известно, как победить на "Евровидении". Опыт последних лет показал, что завоевать голоса, сердца, а потом и кошельки многомиллионной (в прошлом году конкурс смотрели 150 миллионов человек!) аудитории уместнее двумя путями.
Первый - показать эдакое Freak-show - то есть, если дословно, "шоу фриков, или чудаков", То бишь под хорошую песню срежиссировать еще и яркое, шокирующее и провокационное шоу. Такое, что от экрана не оторвешься. Этим методом с успехом воспользовались победители-2006 - финская группа Lordi. Музыкально-то ничего особенного, зато какие маски да увлекательная игра в монстров хард-рока?! Вот уж группа Kiss, наверное, смеялась?! Freak-show помогло и Верке Сердючке - телезрители таращились на жено-мужика, гадали, развлекались и хихикали от души. И если бы не сербская певица Мария Шерифович, спевшая проникновенную и сердечную "Молитву", то смешочки и шоковая терапия могли бы вывести Сердючку и на первое место. Но и вице-чемпионство-2007 залихватского организма - тоже достижение не хилое...
Второй путь - выставить самобытного исполнителя, который покорит аудиторию артистизмом, харизматичностью и красотой. А одновременно - заворожит и песней, в которой будут соединены оригинальная национальная самобытность с модными современными поп- или рок-стилями.
"Что вы все играете, как Bon Jovi или Corn, - такие группы в США уже есть, а мне хочется слышать, как играют и поют артисты, выросшие именно в России?!" - сетовал известный американский продюсер Джон Шэнкс, которого мы с коллегой убеждали поработать с парой хороших и признанных отечественных рок-групп. Тоже - чем не рецепт?!
В этот раз мы выбрали второй путь, по которому год назад с успехом прошел Дима Билан. Теперь у нас снова есть шансы победить.Но для этого Анастасии Приходько (кстати, на "Фабрике звезд" она так мощно не пела, а значит - способна прогрессировать) надо еще много поработать в студии, в частности - порепетировать с бэк-вокалистами. Да и пригласить толкового режиссера-постановщика вполне уместно...
Время на это у Приходько есть: полуфиналы "Евровидения-2009" состоятся в Московском спорткомплексе "Олимпийский" 12 и 14 мая. Россия благодаря прошлогодней победе Димы Билана стартует сразу с финала - 16 мая.
Юрий Аксюта, исполнительный продюсер "Евровидения-2009":
- У Анастасии Приходько, безусловно, очень сильная песня и блестящие вокальные данные. До конкурса еще более двух месяцев, и у Константина Меладзе есть время, чтобы подготовить ее к "Евровидению" наилучшим образом. Так что Россия будет представлена достойно.
Константин Меладзе, продюсер А. Приходько:
- Ничего из того, что мы сделали, не противоречит ни правилам Евровидения, ни юридическим законам этого конкурса. Да, Настя - гражданка Украины. А то, что Иосиф Пригожин надеялся на победу Валерии, - это нормально. Нужно просто достойно уметь проигрывать. Нет никакого политического подтекста в том, что половина песни на украинском, половина - на русском. Просто так песня звучит лучше! Настя сейчас никак не комментирует свою победу, потому что она приболела. Да и что ей сейчас комментировать? То, что затеял Пригожин, стараясь изменить итоги голосования? Она не продюсер, не политик. Она - певица.
Сергей Мазаев, певец, лауреат различных конкурсов:
- Я человек не эстрадный, я - из другого мира. Поэтому не хочу говорить ни плохо, ни хорошо. Но вот тембр голоса у Приходько, считаю, хороший. А сама она показалась избалованной, капризной и не очень волевой. Мне кажется, что ей надо сильно поработать над вокалом и внешним видом, а может, и вообще перспективнее попробовать себя в классическом жанре?! Все-таки на эстраде свои критерии сценичности.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"