В этом году Матану исполнится шесть лет и он пойдет в школу. Пока его бабушке Евгении удается уходить от прямых ответов на вопросы внука о родителях.
И в самом деле, разве имеет она право раскрыть ребенку тайну его зачатия? Ведь его отец, солдат израильской армии, единственный сын Евгении, девять лет назад погиб в секторе Газа.
Но благодаря сохраненному в специальном "банке" генетическому материалу отзывчивая посторонняя женщина по просьбе Евгении родила ей внука. В беседе с корреспондентом "РГ" Евгения заметила, что без помощи общественной организации "Новая семья" она бы не смогла стать бабушкой. Именно эта организация обратилась в иерусалимский суд по семейным делам, который и дал разрешение на зачатие.
В Израиле созданы 13 "банков", куда военнослужащие, а также резервисты могут сдать "мужской родовой материал". И этой возможностью они пользуются, чтобы их жены могли родить детей даже в том случае, если они сами погибнут в боях.
Аарону, мужу Розали, было 23 года, когда он сгорел в танке во время еще первой Ливанской войны. Они, мечтавшие вырастить троих детей, прожили вместе всего три месяца. К сожалению, Аарон не оставил в "банке" свой "родовой материал". Но тремя годами позже в дорожной аварии погиб двоюродный брат Аарона, который предусмотрительно оставил у адвоката так называемое "биологическое завещание", в котором дал разрешение на использование своей спермы для искусственного оплодотворения. Этой спермой по разрешению суда и воспользовалась Розали. Причем трижды. Она очень хотела исполнить мечту Аарона.
С предоставлением генетического материала семье погибшего женатого военнослужащего проблем никогда не было. Трудности возникали с холостяками. Но и они решены: около года назад кнессет принял закон, по которому все мужчины Израиля, независимо от семейного статуса, получили право законсервировать сроком на пять лет все необходимое для продолжения рода.
В случае с сыном Евгении все оказалось сложнее, чем она предполагала: не было у парня ни невесты, ни просто подружки. Его мать через СМИ попыталась найти женщину, которая согласится родить ей внука. На обращение откликнулись 40 женщин, не требуя никакого вознаграждения.
К слову, о женщинах. В принципе в "спермобанк" может обратиться любая дама страны, у которой нет другой возможности забеременеть. Однако наплыва доноров-мужчин подобного рода хранилища не испытывают.
Кстати
"Хранилища мужского родового материала" даже проводят рекламную кампанию по привлечению доноров. "Спермодонорам" за одну порцию предлагается 300 шекелей (около 80 долларов). Причем здоровый мужчина 19-25 лет от роду, холостой, без уголовного прошлого может сдавать свой "материал" десятки раз.