Адвокат Руслан Дзалаев никого из своих подзащитных не знает в лицо. Но едва ли не каждое дело помнит в мельчайших подробностях.
Сквозь тернии - к мечте
Его рабочий стол почти ничем не отличается от тех, что у коллег в кабинете: тот же стандартный набор принадлежностей и документов. В глаза бросается лишь специальная железная дощечка с грифелем для письма по системе Брайля. Без нее Руслану Петровичу не обойтись: ведь нужно готовиться к процессам. На листах, испещренных неведомыми зрячему человеку знаками, тексты выступлений Дзалаева. Решающей в суде может стать каждая точка из-под "пера" известного адвоката.
- Порой пишу очень много. А иногда проговариваю речь на диктофон, потом слушаю. Память, к счастью, не подводит, - отмечает он.
Удивительная способность держать в голове огромное количество информации компенсирует возможность видеть мир. Зрение Руслан Дзалаев потерял еще одиннадцатилетним мальчишкой. Несчастный случай отнял у него солнечный свет, но не мечту стать адвокатом.
- Два года родители возили меня по городам и весям в надежде на чудо. Но нигде врачи так и не справились с моей слепотой. Я решил не опускать руки и идти к своей цели несмотря ни на что. Так я оказался в грозненской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, - с улыбкой вспоминает он.
О системе Брайля Руслан имел весьма отдаленное представление. Педагоги выдвинули жесткое условие: если новичок в течение месяца не освоит ее премудрости, придется заново посадить в первый класс. Ничего не оставалось, как уже через четыре недели "строчить" по Брайлю наравне с ровесниками. А после окончания "восьмилетки" подростка вместе с тремя одноклассниками за особые успехи в учебе направили в Москву. В столичной школе-интернате Руслан быстро заявил о себе: работал в комитете комсомола, овладел зрячей машинописью, получил специальность слесаря-сборщика и даже занимался легкой атлетикой и плаванием.
- С плаванием интересная история вышла. В группу брали только тех, кто умеет плавать. Я этим похвастаться не мог, пришлось пойти на хитрость. Спускаюсь на первом занятии по лестнице в бассейн, про себя думаю: "Ну все, отсюда меня уже вынесут", - смеется Дзалаев. - Естественно, ушел под воду, кое-как вынырнул. Инструктор кричит: "Ты что там делаешь?" А я ему, как ни в чем не бывало: "Практикую подводное плавание", и снова ухожу вниз. Потом, конечно, поняли, что плавать не могу, но выгонять не стали.
Интуиция и удача
Затем была учеба на юридическом факультете североосетинского университета. Не жалея себя и не терпя никаких послаблений, будущий адвокат напролом шел к своей мечте. Специальную литературу читал по Брайлю, а когда в библиотеке не находилось нужного экземпляра, на помощь спешили семья и друзья - записывали тексты на магнитофон или просто повторяли их вслух. И сегодня поддержка близких людей для Руслана Петровича очень важна. С их помощью он не только передвигается по городу, но и изучает всю необходимую документацию. Особенно усердствует 14-летний сын Алан: уже неплохо разбирается в уголовном праве и намерен пойти по стопам отца. Правда, придется потрудиться: ведь заданная Дзалаевым-старшим профессиональная планка высока - коллеги и клиенты отзываются о нем исключительно лестно.
- Руслан Петрович один из самых востребованных специалистов в своей области. Зная, как он работает, ничего удивительного в этом не вижу. Он не идет на сделки с совестью, действуя строго в рамках закона. Дзалаев человек принципиальный и мужественный, живой пример того, что можно добиться своего при любых обстоятельствах, - говорит президент адвокатской палаты Северной Осетии Марк Гаглоев.
Действительно, за 26 лет практики Дзалаева происходило всякое. Первое время занимался гражданским правом. Но случай заставил сменить специализацию. Двое бывших влюбленных не могли поделить совместно нажитое имущество. Борьба развернулась нешуточная. Целый год друг друга изводили не только они, но и адвокаты сторон, одним из которых был Руслан Петрович. Логический конец наступил-таки - победу присудили Дзалаеву и его клиентке. Но торжество длилось недолго: каково же было удивление адвоката, когда спустя несколько недель вчерашние враги как ни в чем не бывало прогуливались под ручку по набережной, аккурат навстречу Руслану Петровичу с сестрой.
- В тот момент я подумал: "Чем я вообще занимаюсь? Все старания насмарку!" Гражданские дела тем и непредсказуемы: порой бьешься за клиента, а потом он резко меняет решение. Вот и подумал, что стоит заняться уголовным правом. Здесь результат неизменный, - продолжает адвокат.
Каждое дело интересно по-своему, выделить одно непросто. К примеру, как-то пришлось защищать мужчину, обвиняемого в разбое. Никто не сомневался, что парню "светит" 10-12 лет. Но Дзалаев единственный обратил внимание на разные заключения экспертов: в одном было указано, что на стекле угнанного автомобиля обнаружен отпечаток среднего пальца правой руки подсудимого, в другом речь шла об участке ладони правой руки. Адвокат настоял на детальном изучении этого факта. В итоге парня полностью оправдали, и с тех пор он не совершил ни одного правонарушения.
- Всегда стараюсь выделять на первый взгляд незначительные моменты. Чутье подсказывает, на что нужно делать ставку, чтобы выиграть. И зачастую это срабатывает, - признается собеседник.
Работа без фальши
Удивительная интуиция Руслана Петровича помогает и в повседневной жизни, и в работе. Людей Дзалаев чувствует, что называется, "за версту": никогда не берется за дело, если ощущает со стороны потенциального клиента фальшь. Какой бы гонорар не сулили.
- Человек может подделать мимику, но голос всегда выдает обман. Во всяком случае, очень остро это чувствую. И, честно говоря, огорчаюсь: сегодня искренность в людях встречается намного реже, чем раньше, - говорит Дзалаев.
В том, что сам он человек предельно чистый душой, сомневаться не приходится: Руслан Петрович располагает к себе с первых же минут общения. А коллеги и друзья все как один рассказывают о его невероятном жизнелюбии и отзывчивости. Дзалаев всегда душа компании - мастер делиться интересными историями, играть на баяне, петь и даже сочинять стихи. Кабинет делит с четырьмя дамами. И на 8 Марта из года в год преподносит персональный поэтический подарок каждой, вот и на сей раз не остался в долгу.
Дзалаев считает, что очень важно помнить об ответственности за каждый свой поступок. Потому прежде, чем предпринять что-либо, обязательно нужно взвесить все "за" и "против" и подумать о последствиях. А если ваша проблема юридическая, то стоит посоветоваться с адвокатом во избежание неприятностей.
Руслан Майрамукаев, председатель Северо-Осетинской региональной организации "Всероссийское общество слепых":
- Людям, страдающим различными недугами, зачастую не хватает уверенности в своих силах для реализации собственных талантов, и они предпочитают мириться с существующим положением вещей или жаловаться на судьбу. Руслан Дзалаев один из немногих людей, кто, несмотря на полную слепоту, нашел свое место в жизни. Представьте, каково это - защищать человека, не видя его лица! Кроме того, он один из активистов нашей организации - председатель контрольно-ревизионной комиссии.
Вообще, среди инвалидов немало одаренных людей. Многие участвуют в самодеятельности, оканчивают курсы массажистов, владеют компьютером, работают на нашем предприятии. Но получить высшее образование и в дальнейшем совершенствоваться в избранной профессии мало кто решается. Дело, наверное, не только в них самих, но и в стереотипах: к сожалению, редко руководители верят, что эти люди могут быть хорошими работниками. Хотя Руслан Дзалаев наряду с другими членами общества - преподавателями университета Зауром Цораевым и Беллой Пагиевой - своим образом жизни доказывает обратное. Я часто привожу их в пример тем, кто торопится ставить на себе крест. Ведь полноценно жить можно и нужно, даже потеряв зрение.
Нередко и родители слепого или слабовидящего ребенка оказывают ему "медвежью" услугу. Начинают жалеть, лишают самостоятельности, не задумываясь о будущем сына или дочери. Всегда стараюсь убедить, что это тупиковый путь. Инвалидов направляем в центр реабилитации под Москвой, где их учат ориентироваться на местности, готовить, стирать, убирать - словом, рассчитывать только на себя. Детей курируем, в общество принимаем с 18 лет. Для них есть школа-интернат в Кисловодске, где дают среднее образование.
Давно пора изжить мнение, что инвалиды не могут нормально участвовать в общественной жизни. Образование, наука, культура, спорт, политика - практически нет такой области, в которой они не проявили бы себя. Даже в Госдуме РФ есть незрячий депутат Олег Смолин, он отстаивает интересы инвалидов. А чего стоят достижения спортсменов-параолимпийцев? Ведь это отнюдь не меньшая гордость для страны, нежели успехи их физически здоровых коллег. Но, увы, не всегда встречается понимание и адекватное отношение со стороны других людей. Иначе не было бы таких неприятных инцидентов, когда слепого человека или колясочника не пускают на борт самолета. Надеюсь, что благодаря таким, как Дзалаев, барьеры между инвалидами и здоровыми когда-нибудь исчезнут. Ведь все мы в первую очередь люди.