12.03.2009 01:00
Экономика

Верховный суд защитил бывших членов семьи при жилищных сделках

Верховный суд защитил бывших членов семьи при жилищных сделках
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4866)
Читать на сайте RG.RU

- А почему эта квартира дешевле? Подобный вопрос регулярно задают посетители риелторских фирм, рассматривая варианты предложенного на продажу жилья, где похожие квартиры разительно отличаются ценой.

- Да в этой квартире одна бабушка прописана. Но она - никто. Ее выписать раз плюнуть. Зато посмотрите, насколько цена ниже... - заливается соловьем продавец.

И правда, цена на квартиру с "довеском" существенно ниже. Поэтому дешевизна такой квартиры, как правило, становится решающим фактором при покупке.

Статистика не знает, сколько сегодня на вторичном рынке жилья продается квадратных метров с бывшими жильцами. Но после поправок в Жилищный кодекс, где появился термин "бывшие члены семьи", эта цифра оказалась весьма солидной. И она быстро растет. Жилье с "довеском" теперь не экзотика, а реальность.

Люди, которых продают вместе с квадратными метрами, - это, как правило, граждане, которые оказались не нужны собственнику. Он по разным причинам не утруждает себя лишними хлопотами по выписке и выставляет на продажу жилье с живыми людьми. На защиту таких вчерашних членов семьи и встала Судебная коллегия Верховного суда, рассмотрев одно из подобных дел.

Некая гражданочка обратилась в суд с просьбой выселить из ее квартиры чужого человека. Дама рассказала суду, что купила жилье у хозяина, который продал ей квартиру вместе со своей бывшей женой. Бывшая же по доброй воле уходить и выписываться из квартиры не захотела. Поэтому новая владелица просила суд выписать женщину принудительно по части 1 статьи 35 Жилищного кодекса и пункту 2 статьи 292 Гражданского кодекса.

Выселяемая в свою очередь тоже написала встречный иск, по которому просила договор купли-продажи считать недействительным и оставить ее в покое.

Кузьминский районный суд и потом Мосгорсуд пошли навстречу покупательнице жилья, а бывшему члену семьи продавца отказали. Но следующая инстанция - Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда - отменила эти решения в той части, где говорится о принудительной выписке вчерашней жены и снятии ее с учета.

Причем главная судебная инстанция страны объяснила, почему она это сделала. По ее мнению, с выводами предыдущих судов никак нельзя согласиться, потому как они неправильно трактуют закон.

Действительно, по статье 292 ГК переход права собственности от одного человека к другому является основанием для прекращения права пользования жильем членами семьи прежнего собственника. Но, вспоминая этот закон, забыли о другом. По статье 19 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса" действие положений части 4 статьи 31 ЖК не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилья при условии, если в момент приватизации квартиры эти граждане имели равные права пользоваться этими квадратными метрами с тем, кто жилье на себя приватизировал.

По закону о приватизации граждане, занимающие квадратные метры на условиях договора социального найма, вправе с согласия всех совершеннолетних членов семьи приобрести это жилье в собственность. Из этой правовой нормы следует, что приватизация жилья возможна лишь при условии, что все живущие в квартире согласятся на приватизацию. В том числе и бывшие. Каких-либо исключений для живущих совместно с нанимателем членов его семьи и бывших членов закон не предусматривает.

Резюме

При прекращении семейных отношений с собственником приватизированных квадратных метров за бывшим членом семьи, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования этим самым жильем, потому как на его приватизацию необходимо было согласие этого человека.

Жилая недвижимость Госуправление Судебная система