13.03.2009 01:00
В мире

Знаменитый портрет Барака Обамы оказался в центре громкого скандала

Информагентство судится с художником из-за прав на изображение президента США
Текст:  Дарья Юрьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4867)
Читать на сайте RG.RU

Знаменитый портрет президента США Барака Обамы, который в течение последних месяцев красовался повсюду - от агитационных плакатов и страниц прессы до всевозможных сувениров, оказался в центре громкого скандала.

Авторские права на изображение не могут поделить между собой художник Шепард Фейри и информационное агентство "Ассошиэйтед Пресс".

У этого портрета действительно оказалось два создателя. В 2006 году фотограф Манни Гарсия запечатлел Обаму, тогда еще сенатора от штата Иллинойс, для агентства "Ассошиэйтед Пресс". Через два года об этом снимке вспомнил известный лос-анджелесский художник Шепард Фейри. На основе фотографии 39-летний живописец создал портрет, которому суждено было стать самым популярным изображением нового президента США.

Образ задумчивого, но в то же время сосредоточенного Обамы на энергичном красно-синем фоне пришелся по душе многим сторонникам первого в американской истории темнокожего президента. Постеры, сделанные Фейри, раскупались как горячие пирожки. Впоследствии понравившийся портрет стали также воспроизводить на майках, кружках, пуговицах и других сувенирах. По неофициальным данным, эти поделки принесли автору изображения около 400 тысяч долларов чистого дохода. А также письмо от Обамы с благодарностью за проделанную работу, которое художник получил после избрания своего кумира на пост главы Белого дома.

В последние месяцы популярность Фейри так возросла, что он стал проводить одну персональную выставку за другой. В этот момент руководство "Ассошиэйтед Пресс" и вспомнило о том, кому художник обязан свалившейся на него славой. Агентство распространило заявление, из которого следовало, что при создании портрета Фейри нарушил законодательство об автор-ском праве. Возникший конфликт стороны попытались уладить в досудебном порядке. Однако в феврале 2009 года художник до завершения переговоров неожиданно первым подал на агентство в суд.

Пытаясь отстоять свое доброе имя, Фейри намерен доказать, что создание портрета по закону попадает в категорию "добросовестного использования" - то есть такого, которое способствует "прогрессу науки и полезных искусств". Кроме того, художник утверждает, что в процессе творчества сильно изменил фотографию и руководствовался при этом идейными, а никак не коммерческими соображениями. "Моя единственная цель заключалась в том, чтобы поддержать Обаму и помочь ему выиграть выборы. Деньги не имели никакого значения. Все доходы от продажи постеров я тратил на изготовление новых или на благотворительность", - заявил Фейри.

Однако руководство "Ассошиэйтед Пресс" подобные доводы не убедили. В четверг представители агентства сообщили, что подали в суд Манхэттена встречный иск, обвинив художника в незаконном использовании фотографии. В московском представительстве "Ассошиэйтед Пресс" этот поступок комментировать отказались, сообщив корреспонденту "РГ", что корпоративная этика головного офиса запрещает им давать какие-либо пояснения.

США