16.03.2009 02:00
Общество

Порождает ли телевизор синдром "школьных расстрелов"?

Порождает ли телевизор синдром "школьных расстрелов"?
Текст:  Елена Новоселова Елена Яковлева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4867)
Читать на сайте RG.RU

Александр Минкин, журналист:

- Оружие лежит в домах американцев и европейцев сотни лет. В Америке свободная продажа оружия - конституционное право. Но еще четверть века назад не было такого, чтобы школьник хватал винтовку или автомат и шел стрелять в своих сверстников.

В Германии даже после гитлеровской власти, когда страна была набита оружием, таких случаев не было.

Что же произошло? Почему сейчас чуть ли не каждый год, если не чаще, американский или европейский школьник берет "пушку" и идет убивать одноклассников и учителей?

И началось все это лишь 25 лет назад. Никакого радикального природного изменения в эти годы не произошло - весна, зима, лето и осень остались на своих местах. Все по-прежнему, кроме одного - выросло первое поколение детей, с пеленок смотревшее в телевизор. Телевизор появился до войны, но именно в наши годы он вошел в каждый дом на круглые сутки. И именно выросшие возле телевизора с пеленок дети стали способны взять ружье и снять его с предохранителя. Потом ситуация ухудшилась, потому что сердобольные родители стали дарить своим детям компьютерные игры. И на 90 процентов это игры в убийство. Причем совершенно безнаказанного. Если школьник ударит одноклассника, его потащат к директору, а если расстреляет в компьютере миллион человек, получит награду - 1000 очков. Компьютер его похвалит.

Если мы все знаем, что игра в куклы, в дочки-матери воспитывает любовь к детям, то почему мы сомневаемся в том, что игра в убийство воспитывает убийцу?

Рынок требует каждый день нового товара. Что легко можно делать каждый день? Дешевку.

В первой строчке самых любимых мультфильмов всех времен и народов - "Ежик в тумане". Но где тот гений, кто каждый день вам будет делать шедевры? Да это и невозможно. Шедевр непредсказуем, за ним - годы труда, а иногда и напрасно потраченные годы. А делать каждый день новую стрелялку не трудно: сегодня всех убивает Майкл Джексон, а завтра - Джек Большая Рука или Твердая Нога. Сегодня ребенок убивает в компьютерной игре из автомата, завтра из пушки, послезавтра ядерной ракетой.

Еще одно важное действие телевизора - растабуирование. О том, что раньше было под запретом - убийство, людоедство, инцест, использование детей в сексуальных целях, - теперь постоянно говорят в телевизоре. Как бы осуждая. Но для большей части зрителей важно не то, что осуждают, а то, что об этом открыто говорят. Этот элементарный механизм снятия табу вам подтвердит любой психолог: раз открыто говорят, значит, это есть, раз есть - значит "я могу".

Недавно было объявлено, что у нас за 7 лет в 26 раз выросло сексуальное насилие над детьми. Из-за чего? Не сомневаюсь, что в том числе и из-за ежедневного присутствия этой темы в телевизоре.

Но тот, кто готовит такие передачи, хорошо зарабатывает на острых, горячих, пограничных темах. Как и тот, кто производит и продает игры-стрелялки.

В России синдром "школьных расстрелов" только проявляется. Но у нас и оружие еще не лежит в каждом доме. Поэтому берут ножи...

Спорят, что вреднее - телевизор или Интернет. Говорят, что Интернет. Возможно. Но не будем забывать, что телевизор доступен с грудного возраста, а к компьютеру ребенок садится в 7-8 лет, когда уже умеет буковки набирать. Его телевизор сначала готовит - и это как своего рода инициация, - а потом ему уже нужен переполненный насилием Интернет.

Уже очень многие это осознали, но, к сожалению, пока это не стало государственной политикой, не стало уголовной нормой. Если кто-то продаст или нальет ребенку водку, его по закону ждет тюрьма, а тот, кто дает ребенку очередную стрелялку или сажает его к телевизору, - добрые мама с папой.

против

Ефим Рачевский, директор Центра образования "Царицыно", историк:

- Кто сказал, что это касается только Европы и Америки? Вчера по радио рассказывали, как выпускник одной из забайкальских школ два часа держал на мушке шестиклассников. Конечно, есть статистика, из которой следует, что около семи процентов населения земного шара не подпадают под определение "психическая норма". Их мы трогать не будем.

После того что произошло в Германии, по всем каналам идет бурное обсуждение, кто же виноват. Такое ощущение, что наше народонаселение, включая прессу, живет в зоне, где за все отвечают надзиратели, начальники отрядов и колоний. Я полагаю, что родительская ответственность и родительская культура - доминирующий фактор в том, чтобы ребенок получился благополучным. Не только по отношению к папе с мамой.

И до появления Интернета и людоедских игрушек драки и избиения среди школьников тоже были. Другое дело, что информация сейчас разносится с бешеной скоростью и получить ее очень просто. Да, виртуальные игры, в которые играют подростки, в большинстве своем кровожадные и садистские. Игра - это моделирование реальной действительности, плюс к этому - это зона, где допускается право на ошибку. Так вот, среди играющих есть люди с комплексом неполноценности, а он, в свою очередь, порождает комплекс ненависти. Именно у них появляется желание выйти из игровой зоны в зону реальную.

Но все это - лишь последствия, а причины, корни кошмарных поступков, от которых содрогается мир, нужно искать в детстве, в воспитании, в наличии или отсутствии уютных вечеров в спальне, когда мама читает дочери, а папа берет сына с собой в гараж. Это слово - воспитание - сейчас почти вышло из моды. У нас в школе разные дети учатся, есть и очень агрессивные. А причины агрессивности и гиперактивности не всегда органические. Часто они в запущенности, в том, что родители начинают забывать, есть у них сын или дочь. А вспоминают об этом, когда их вызывают в детскую комнату милиции. Ведь легче купить компьютерную игру, где занимаются людоедством, чем, например, пойти с подростком в лес и постараться заинтересовать его своими мыслями.

Большинство российских семей все еще пребывают в иллюзии, что первую скрипку в воспитании должно играть государство. Инерционно, по-советски мы перекладываем свою обязанность воспитать нормального человека на государственные, общественные или религиозные институты. Действительно, в эпоху идеологии тоталитаризма государство считало, что воспитать "правильных" граждан может только оно. Мы от этого бежали, но ответственности за воспитание своих чад по-прежнему брать на себя не хотим. Школу, спортивную секцию или лагерь рассматриваем как некую камеру хранения: сдали первого июня, забрали 30 августа и думаем, что ребенок и физически окреп, и в сознании его произошли огромные перемены, причем к лучшему. А иначе за что деньги уплачены?

К счастью, есть у нас семьи непьющие, семьи, которые не просто идентифицируют себя как биологических производителей, а как социальную микрогруппу, серьезно озабочены тем, какого человека они выпустят в мир. Я по воскресеньям хожу в общественную баню. Так вот самое большое профессиональное наслаждение я получаю, когда вижу отцов, которые в парилку приводят сыновей. А потом идут и играют с ними в футбол. Кто-то скажет, мол, директор школы хочет снять с себя ответственность за появление монстров на наших улицах. Школа, бесспорно, обязана заниматься воспитанием, но совместно с семьей.

Социология Семья и дети