16.03.2009 09:00
Экономика

Россия предложила странам ОПЕК перейти на долгосрочные контракты в нефтеторговле

Россия предложила странам ОПЕК перейти на долгосрочные контракты в нефтеторговле
Текст:  Сергей Зыков Кира Латухина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4867)
Читать на сайте RG.RU

Новые площадки по торговле нефтью и нефтепродуктами, гармоничная налоговая нагрузка на нефтедобывающие компании, согласованное резервирование углеводородов и преимущественное использование долгосрочных контрактов на поставки нефти - такие предложения для стабилизации мировых цен на нефть выдвинул на 152-й сессии конференции Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) вице-премьер РФ Игорь Сечин.

Встреча прошла в штаб-квартире картеля в столице Австрии Вене. Министры нефти 12 стран - производителей "черного золота" собрались, чтобы обсудить очередные шаги по стабилизации ситуации в отрасли, которая кажется уже катастрофической. На заседание пригласили других крупных производителей - помимо России, это Азербайджан, Мексика, Египет, Судан. Министры выглядели слегка растерянными - в организации сменился председатель, что в условиях кризиса осложняет работу. Кроме того, со всех сторон на членов ОПЕК оказывалось давление: газеты пестрели сообщениями, что снижать добычу нефти страны картеля не будут, хотя и собирались. Что, собственно, и произошло - до мая уровень добычи останется прежним.

Возможное сокращение неф тедобычи стало основным пунктом повестки дня. В 2009 году спрос на нефть упал на полтора миллиона баррелей в сутки по сравнению с прошлым годом. Сейчас мировая цена составляет примерно 40 долларов за баррель. Причем предложение по-прежнему превышает спрос. В декабре прошлого года ОПЕК решил уменьшить экспортную квоту на 4,2 млн баррелей в сутки. Россия также сократила экспорт на 15 млн тонн в 2008 году (по сравнению с 2007 годом - на 5,2%), а добычу - на 3 млн тонн (0,7%). Все это позволило стабилизировать цены на нефть на уровне около 40 долларов за баррель.

Но страны-производители считают, что цена должна быть от 70 до 100 долларов за баррель - иначе строительство новых мощностей станет невозможным. "Многие эксперты говорят о временном характере достигнутого равновесия. Это подтверждает рост товарных запасов на рынках США, Западной Европы и Японии", - сообщил Сечин. Мировые запасы нефти с момента прошлой сессии ОПЕК увеличились с 55 до 62 суток, а у некоторых потребителей и вовсе составили 63 дня. И это даже не учитывая запасов сырья в танкерах, морских терминалах и природных подземных хранилищах вне этих регионов. Поэтому сокращение поставок на мировой рынок - мера "вынужденная, но оправданная", говорит Сечин. Риск того, что цена на нефть упадет еще ниже, чрезвычайно высок, а до выхода экономики из кризиса еще далеко.

Сокращение спроса не позволит сохранить необходимые инвестиции, продолжил российский вице-премьер. И потребители должны понимать, что даже при текущем уровне цен инвестиции невозможны.

А они, по сути, являются операционными, то есть связаны с сохранением, а не наращиванием уровня добычи. Да и в освоение новых месторождений надо вкладывать все больше и больше, и если этих денег не будет, то добыча сократится.

Более того, по словам Сечина, под угрозой находится реализация новых масштабных проектов, которые потребуются мировой экономике после кризиса. Возникнет дефицит, цены на нефть взлетят до небывалого уровня. И тогда плохо будет всем - при значительных колебаниях цен на углеводородное сырье нельзя говорить об устойчивом развитии мировой экономики.

Регулирование финансовых рынков кардинально изменится, уверен Сечин. Это потребует серьезных изменений правил торговли нефтяными ресурсами, и, "если мы не предложим новые подходы, их предложат без нашего согласия", - предупредил он участников конференции. Сечин предложил создать единую платежно-расчетную систему с постепенным вытеснением экономически необоснованных посредников. "Необходимо говорить об организации новой системы торговли, - сказал Сечин, отвечая на вопрос "РГ". - Наши сорта нефти торгуются с коэффициентами, что не является справедливым... Необходимо создать такую торговую площадку, где проданные объемы строго бы соответствовали физическим поставкам во избежание спекуляций". И здесь, по его словам, может быть задействована Санкт-Петербургская товарная биржа.

Сечин разъяснил "РГ" и идею внедрения долгосрочных контактов на рынке "черного золота" - в газовой отрасли они уже давно используются. Широкое распространение таких контрактов позволило бы производителям учитывать рост реальных издержек и ограничило бы влияние спекулянтов, считает Сечин. "Есть определенный диспаритет при формировании рыночной цены... Поддержка системы долгосрочных контрактов позволит инвестировать, развивать месторождения. Только долгосрочные контракты для нефтяных компаний способны обеспечить их долгосрочное развитие", - пояснил он. Сечин заверил, что понимание у нефтяных министров его предложение уже вызвало.

Другая идея - резервирование нефти и нефтепродуктов. Как пояснил журналистам Сечин, резервировать можно по-разному. В том числе и прописав в лицензии механизм плавающего уровня добычи в зависимости от конъюнктуры рынка. Правда, уже действующие лицензии менять не будут. Также для создания резервов можно использовать свободные мощности. Они, по словам Сечина, есть у "Транснефти", "Транснефтепродукта" и Росрезерва. Резервы существуют во многих странах: даже маленькая Финляндия обладает огромным подземным хранилищем. "Хорошо бы и нам их построить", - заключил он.

Сечин также рассказал, что Россия временно отказалась от передачи нефтяным компаниям перспективных новых месторождений стратегического значения. Речь идет о месторождениях им. Требса и Титова на северо-западе страны - в районах с развитой инфраструктурой, находящихся рядом с потребителями. Напротив, государство будет стимулировать развитие месторождений, ввод которых состоится не раньше чем через три года, месторождений, направленных на новые рынки сбыта. Еще среди мер российского правительства - сокращение экспорта нефти за счет роста внутреннего потребления. "Планируем передать 2 млн тонн сельхозпроизводителям, а также сократить экспорт сырья за счет увеличения переработки", - пояснил вице-премьер.

А вот предложение Ирана - установить фиксированные цены на нефть - Россия не поддержит. С иранским нефтяным министром Голям Хосейном Нозари Сечин вчера провел отдельную встречу. Разговора о фиксированной цене не было, не предлагал иранец и "вступить в сговор по цене", делился впечатлениями российский вице-премьер. "Требуется обоснованное формирование рыночной цены на уровне 60-100 долларов за баррель", - пояснил Сечин, а для этого ценообразование должно идти на рыночных условиях. Что касается собственно сотрудничества с Ираном, то были достигнуты договоренности о возможном участии "Газпрома" в разработке иранских газовых месторождений.

Зампред российского правительства призвал к координации усилий всех производителей, даже тех, кто не состоит в ОПЕК, - Казахстан, Азербайджан, Норвегию, Бразилию и Мексику. "Они в не меньшей степени заинтересованы в стабильных и справедливых ценах на нефть и обладают значительной долей на рынке", - пояснил он. Одна из причин бедственного положения на нефтяном рынке, по его мнению, отсутствие постоянно действующего механизма взаимодействия. Сечин напомнил участникам, что Россия направила в ОПЕК меморандум об обмене информацией и технологиями. Но пока этот документ не подписан. Еще одно предложение РФ - ввести должность представителя минэнерго при секретариате нефтяного картеля. "ОПЕК предлагает вступление, а мы хотим сближать позиции", - пояснил Сечин. Вступить в картель России сложно хотя бы из-за разных технологических и географических условий: странам ОПЕК больше повезло с климатом, а в РФ непросто закрыть скважину, скажем, в Сургуте, где температуры ниже 50 градусов по Цельсию. Это просто ее разрушит. "Мы должны говорить на одном языке, а для этого на первом этапе обменяться информацией", - настаивает Сечин. При этом он заверил, что Россия поддержит мероприятия картеля, направленные на рост цен на "черное золото". Вице-премьер также предложил нефтепроизводителям встретиться в Москве на конференции осенью 2009 года.

Кира Латухина

компетентно

Тогрул Багиров, исполнительный вице-президент Московского международного нефтяного клуба, эксперт ООН по проблемам глобальной энергетики:

- Наращивать сейчас экспорт неблагоразумно. Однако отечественным нефтяникам пока жаловаться не на что. С декабря прошлого года до начала марта 2009 года на девальвации курса рубля нефтяники получили примерно 800 миллиардов рублей. Это больше, чем все налоговые послабления, данные им правительством, включая снижение налога на прибыль и экспортной пошлины. Так что нефтянка получила от государства очень серьезную поддержку, значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. И для них цена на нефть была в среднем не 40-45 долларов за баррель, а почти 70. Кстати, оплата труда на нефтедобывающих предприятиях проводится за рубли, поэтому выгода для производителей налицо. И в этом кроется причина того, что правительство приняло решение пока больше не снижать налоговое бремя для нефтяников.

В прошлом 2008 году цены на нефть выросли во многом благодаря спекуляциям на нефтяном фьючерсном рынке. В связи с кризисом они, разумеется, упали, потому что снизился спрос на нефть. Тем не менее сейчас мы видим некоторое возрождение. Резкого роста цен на "черное золото" ожидать нельзя. Скорее всего, она стабилизируется в пределах 45 долларов за баррель и в течение 6 месяцев, то есть до октября, останется в этих пределах.

Геннадий Шмаль, президент Российского союза нефтегазопромышленников:

- Нельзя сказать, что от действий ОПЕК цены на нефть во всем мире зависят полностью, но влияние на них у этой организации, бесспорно, есть.

Что касается нашего снижения добычи, то надо признать, что Россия снижает ее и без влияния ОПЕК. В прошлом году мы сократили добычу нефти на

3 миллиона баррелей в год, а в этом году снижение может составить 12-15 миллионов баррелей.

Что касается прогнозов, то сейчас трудно что-либо говорить. Цена на нефть во многом будет зависеть и от мировой экономики, и от курса доллара. Полагаю, что если в мире не произойдет непредсказуемых экономических катаклизмов, то 70 долларов за баррель мы вполне можем получить уже к концу этого года

Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа:

- Заметим, что ОПЕК не стремится оказывать резкое влияние на рынок. Вмешательство идет небольшими дозами. Там прекрасно понимают, что в случае "перегиба палки" обвинят во всем именно страны-участницы картеля, чего в ОПЕК, по словам представителей нефтепромышленников этих государств, опасаются. Поэтому и России следует быть весьма аккуратной в этих вопросах и осторожно играть свою роль в вопросах установки цены на нефть.

Полагаю, что она все равно войдет в свой законный коридор - 60-70 долларов за баррель, а, может быть, и больше. ОПЕК к этому всячески будет стремиться и наверняка предпримет-таки какие-то дополнительные шаги.

Подготовил Сергей Зыков 

Товары и цены Внешняя политика Нефть и газ ОПЕК Вице-премьеры