17.03.2009 03:00
Власть

Верхняя палата парламента ведет проверку законов на "взяткоемкость"

Верхняя палата парламента ведет проверку законов на "взяткоемкость"
Текст:  Юрий Воробьев (заместитель председателя Совета Федерации)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4868)
Читать на сайте RG.RU

За всю историю человечества еще никому не удалось ответить на вопрос, как победить коррупцию. Однако многие страны, претендующие на звание цивилизованных, научились держать коррупционное зло в рамках закона. Нам эту задачу еще предстоит решить.

По данным исследования Международного центра Transparency International, в прошлом году в России был зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности в государственном секторе за последние восемь лет. Такой вывод центр делает, основываясь на ежегодном исследовании индекса восприятия коррупции в 180 странах.

В июле прошлого года президент Дмитрий Медведев на заседании представительного Совета законодателей поставил задачу: в 2009 год страна должна войти с эффективным антикоррупционным законодательством. Базовым документом этой стратегической задачи стал Национальный план противодействия коррупции. Он консолидирует в борьбе с опасным социальным явлением все институты государства и общества. Впервые задача противодействия коррупции ставится не только перед правоохранительными, но и перед всеми государственными структурами. Для каждой из ветвей власти определены четкие направления действий и ответственность за их осуществление. А уже в декабре был принят пакет антикоррупционных законов.

Закон "О противодействии коррупции" впервые дал юридическое толкование понятию "коррупция", определил правовые и организационные основы борьбы с нею. В нем, по сути, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции.

Меняется отношение к проблеме и в обществе, где коррупция много лет воспринималась как обыденное явление. С помощью взяток или их заменителей в виде разного рода услуг люди привыкли решать многие проблемы. Коррупция проникла всюду, какую сферу ни возьми: образование, медицина, жилищно-коммунальное хозяйство. Берут все - сантехники и учителя, гаишники и врачи. Что называется, отдельная песня - взятки чиновников всех мастей. На мой взгляд, у населения наблюдается уже моральная усталость от коррумпированности, и это дает надежду на выздоровление общества.

Об этом говорят и результаты опросов. По данным социологов, 65 процентов россиян одобряют решительное противодействие коррупции. Но общественное сознание противоречиво. Примерно 30 процентов наших сограждан определяют коррупцию как "механизм компенсации плохих законов".

Сейчас в стране действует более двух тысяч федеральных законов. Они регламентируют практически все сферы деятельности государства, его институтов и общественных отношений. Причем ежегодно Федеральным Собранием принимается порядка 200 законов, хотя в последние два года эта цифра составила более 300 за год. Приходится признать, что много - не всегда хорошо. Неоправданная поспешность в подготовке и принятии законов приводит к тому, что в них обнаруживаются прорехи, через которые и проникает коррупция. Ведь ее источником может оказаться сам нормативно-правовой акт, который зачастую бывает неопределенным, избыточным и противоречивым.

Антикоррупционный мониторинг законодательства - сложная процедура, требующая высокой квалификации специалистов.

В настоящее время проведение такой экспертизы установлено в 30 субъектах Федерации. В 25 из них подготовлены, а в ряде случаев и приняты нормативные акты, утверждающие методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов и нормативных правовых актов.

В целом форма, порядок и методика экспертизы существенно различаются. Например, в прокуратуре разработаны свои методические рекомендации, как оценивать коррупциогенность правовых актов. Очевидно, что внести ясность может только федеральный закон, определяющий правовой статус и обязательный характер антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Тогда в субъектах Федерации смогли бы внести в свое законодательство соответствующие коррективы.

На встрече президента с членами совета палаты Совета Федерации, состоявшейся в феврале, одобрено предложение сенаторов о том, что процедуру принятия федеральных законов нужно усовершенствовать. Речь идет, в частности, о проекте специального закона, где будет определен порядок принятия таких документов и проведения их антикоррупционной экспертизы. Решается вопрос о создании комиссии Совета законодателей, а также экспертного совета при заместителе председателя Совета Федерации по вопросам мониторинга антикоррупционного законодательства и практики применения закона о противодействии коррупции.

Министерству юстиции поручено разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства. Поскольку в Совете Федерации накоплен немалый опыт проведения такого вида анализа, ежегодно готовятся доклады о состоянии законодательства в стране, мы полагаем целесообразным объединить усилия. В том числе и с другими органами власти всех уровней для оптимизации процедуры его проведения.

Немаловажное значение в работе Федерального Собрания имеет также парламентский контроль. И эта функция парламента значительно усилится ежегодным отчетом правительства о ходе реализации Национального плана в рамках "правительственного часа". Предусмотрены также отчеты отдельных министерств по мерам противодействия коррупции.

В Совете Федерации с ежегодным докладом о состоянии законности и правопорядка в стране выступает Генеральный прокурор. В связи с принятием пакета антикоррупционных законов мы предложили выделить вопросы противодействия коррупции в специальный раздел доклада. Решено также внести необходимые изменения в регламент Совета Федерации и другие законодательные акты.

Но коррупцию нельзя одолеть одним только совершенствованием законов. Более значима действенность этих законов. До тех пор, пока в обществе доминируют неумение и нежелание применять действующие законодательные нормы, на положительный результат рассчитывать трудно.

Методы борьбы с коррупцией по большей части национальные, хотя общепризнан ее международный характер. В Совете Федерации изучают и обобщают опыт стран СНГ, иностранных государств и практику международного сотрудничества в деле противодействия коррупции. С этой целью готовятся международная конференция в рамках межпарламентской ассамблеи государств СНГ, лекции и семинары, посвященные конвенциям ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией. Внимательно изучается опыт государств, входящих в первую десятку международного рейтинга по противодействию коррупции.

В условиях высокой коррумпированности неизбежно возникает противостояние между представляющими государство чиновниками и гражданами. Недостаточный контроль за деятельностью чиновников повышает уровень этого конфликта. В такой ситуации особенно важны открытость информации, независимость СМИ. Этот важный инструмент заложен Национальным планом противодействия коррупции. Приходят на ум и уже забытые народный контроль, и гласность - некогда весьма эффективные контролирующие инструменты гражданского общества. В рамках весенней сессии Советом Федерации запланированы парламентские слушания о развитии институтов общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, проведение "круглого стола" на тему взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами.

Именно средства массовой информации могут способствовать преодолению правового нигилизма и воспитанию высокой правовой культуры. Иначе говоря, формированию антикоррупционного стандарта поведения в нашем обществе. А это, пожалуй, самая трудная задача в антикоррупционной работе.

Госуправление Должностные преступления